воскресенье, 6 января 2013 г.

Отнести крёстным вечерю - святое дело




Рождество Христово - один из важнейших праздников, который наряду с Пасхой несёт глубочайшее смысловое содержание. Этим праздником все христиане отмечают величайшее событие в человеческой истории - пришествие в мир Сына Божия. Он показывает верующим, что человек не заброшен в этот мир и не забыт в нём, что его Создатель беспредельно любит его и непрестанно заботится о нём.


Алексей Божко, помощник настоятеля Криворожского храма Рождества Пресвятой Богородицы: «Главным блюдом этого дня является сочиво»
- Как и положено, мы давно начали готовиться в нашем храме к Рождеству Христову. Как вы знаете, Православная церковь установила для своих верных чад 40-дневный пост (с 28 ноября по 7 января), чтобы, очистившись от всякой скверны, достойно встретить Младенца Христа, грядущего в мир. Особо для нас выделяется из подготовительных дней канун Рождества - Сочельник (6 января). По старой благочестивой традиции в этот день никто из нас не будет ничего есть до появления первой звезды. Главным блюдом этого дня является сочиво (отсюда и Сочельник) или кутья, приготовленная из зёрен пшеницы и приправленная мёдом с добавлением изюма, орехов и т. д. Она готовится для поминовения усопших предков и как символ того, что человек, подобно зерну, прорастёт для новой жизни в Боге.


Анатолий Сторожук, Герой Социалистического труда: «Не забыть заснеженного села с мерцающими ночниками в окнах на Рождество»
- У меня самые сказочные и прекрасные впечатления о Рождестве Христовом остались из моего детства, которое прошло в живописном зажиточном селе Шевченково Апостоловского района, - говорит Анатолий Васильевич. - Я с такими же пацанами, как и сам, с вечерей-«вузликом» с кутьёй и другими нехитрыми гостинцами выходил на заснеженную сельскую улицу и очаровывался огромными звёздами, сверкающими в ночном небе, запорошенными пушистым снегом белыми дорожками. И необычайной тишиной. И собака нигде не залает. Электричества тогда не было, только ночники в окнах мигают. Первые, кому мы несли вечерю, это крёстным, одним - другим - третьим родственникам. Заходили в хату, колядовали, вручали гостинцы, приговаривая: «Просили батько й мати на Святу Вечерю!» За это мы получали подарки - кому деньги, кому пряники - и довольные высыпали на сельскую улицу. Я и тогда, и сейчас восхищаюсь: какой же это всё-таки чудесный праздник - Рождество Христово!
Я и сегодня очень влюблён в этот праздник. Если кто-то принесёт вечерю, то для нашей семьи это радость. В этот день мы дружной компанией собираемся и празднуем Рождество, поздравляем друг друга по телефону.


Анна Виняр, кандидат филологических наук педагогического института КНУ: «И католики, и православные в эти дни радуются»
- Я, как и все римо-католики (мама у меня - римо-католичка), начинаю отмечать Рождество с 25 декабря, - говорит Анна Николаевна. - И этот светлый праздник у меня длится аж до 19 января - Крещения. Конечно же, я посещаю римо-католический храм. В детстве, которое у меня прошло в селе на Хмельнитчине, я, конечно же, носила вечерю своим крёстным, дедушке, бабушке, родственникам. Сразу скажу, что в нашем крае никто никому не запрещал праздновать Рождество Христово. Единственное, следили за тем, кто в церковь в эти дни ходит. Зимы тогда были очень снежные и морозные, поэтому часто отец вёз меня с вечерей к родственникам на санках, а то и нёс на руках или плечах. Естественно, мы появлялись на пороге у родственников с гостинцами, приготовленными мамой: кутьёй с маком и сахаром и кутьёй с мёдом и орехами. А ещё с белым пшеничным хлебом - калачами. За это родственники нас одаривали нехитрыми сладостями и рублями. Особенно дедушки и бабушки.
Как сейчас праздную Рождество? Тоже с хорошим настроением. В этот день я хожу с вечерей к своей давней приятельнице с кутьёй и другими подарками, у неё 7 января к тому же день рожденья. Рождество для меня, пожалуй, самый светлый праздник.



Вадим Арнаут, главный лесничий государственного предприятия «Криворізький лісгосп»: «Когда я был пионером, то празднование Рождества не особо приветствовалось»
- Моё детство прошло на Виннитчине, в древнем селе Котюжаны. Чтобы особо праздновали этот праздник, сказать не могу. Я был пионером, и ходить с вечерей по родственникам не приветствовалось школой. Но гостинцы, которые мама положит в платочек, всё же носил крёстному родителю - дядьке Ивану, деду Павлу, который жил с бабушкой Людвижкой. Взамен тоже получал подарки: деньги, пряники.
Сегодня Рождество Христово можно праздновать намного богаче, никто никому ничего не запрещает: ходить с подарками к крёстным, в церковь. Я 6 и 7 января принимаю у себя гостей, дарю им сладости и более дорогие подарки за то, что не забыли меня и принесли вечерю. Ещё я в эти праздничные дни стараюсь побывать на родине, где живёт мой отец. Покупаю побольше гостинцев и еду к нему - или машиной, или поездом.
* * *
По украинской народной традиции на Святой вечер готовится 12 блюд (как символ обновления дома Израилева, состоящего из 12 колен), но обязательно постных. В этот день верующие вспоминают, как Дева Мария с Иосифом, придя в Вифлеем, не могли найти себе пристанища в этом городе и вынуждены были остановиться для ночлега в убогой пещере, которая служила загоном для овец. Поэтому Святой вечер должен проходить в сугубой простоте. Также необходимо быть чутким и сострадательным к другим: накормить нищего, приютить странника, обогреть своей заботой одиноких людей.

Николай Крамаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий