Звезду мирового цирка, народного артиста
России, дрессировщика медведей Московского цирка на Цветном бульваре им. Юрия
Никулина, члена экспертной группы Государственной Думы Российской Федерации по
разработке закона о защите животных, необычайно увлечённого в свою профессию
Виктора Кудрявцева можно заворожённо слушать часами.
19.10.2011 13:42 Публикация в «Домашней
газете»
Скоро исполнится 50 лет, как он вышел на цирковой
манеж. Вы только представьте себе: в десять лет он уже работал у Юрия Никулина!
Больше того - был одним из первых, кого Юрий Владимирович официально принял в
штат. В этом же цирке он один из первых получил звание заслуженного, а потом
народного артиста.
Словом, у Виктора Кудрявцева вся душа пропитана
цирком!
- В Кривом Роге - городе металлургов и шахтёров я
впервые и чрезвычайно горжусь, что выступаю сегодня перед людьми, работа
которых связана с риском, - начинает беседу гость «Домашней газеты». - Я
руковожу аттракционом «Медведи на автомобилях», работаю со своей женой Ольгой
Кудрявцевой, заслуженной артисткой России. А вместе мы не устаём задаваться
вопросом: если медведь может ездить на мотоцикле, велосипеде, картинге, на
автомобиле, то что должен делать человек? Хотя и так понятно, что мы, люди,
должны всё время стремиться делать больше.
- Среди вас есть люди, которые защищают животных
или пишут на эту тему? - вдруг спросил Виктор Павлович.
- Да вроде бы все это делаем…
- Дело в том, что эта тема в последние два
десятилетия очень сильно дискутируется. И когда приезжают артисты с животными,
то она ставится корреспондентами, как говорится, во главу угла: «А хорошо ли
живётся животным в цирке?», «По какому праву их забрали в цирк?», «Правильно ли
к ним относятся?» Пять лет назад мы были на одной пресс-конференции в Киеве. Сидел
Володя Шевченко, другие артисты программы. И вот мы вместе доказали вашим
коллегам, что если бы люди жили так, как животные в Киевском цирке, то у вас бы
была совсем другая страна.
- Даже вот так?
- Именно. Как артисты заботятся о своих животных,
дай бог, чтобы власть так заботилась о людях. Могу привести сотни примеров,
когда артисты ради животных жертвовали своим здоровьем, а порой и жизнью. После
того, как животные попали в цирк и стали артистами, для нас они - равноправные
существа. Мы не можем разделить: медведь - артист или я - артист. Это партнёры,
коллеги. Когда мы впервые видим животное, то нам обычно говорят: «Возьмите,
пожалуйста, а то оно в такую ситуацию попало…» И при этом люди не понимают,
что, как правило, всех маленьких животных, которые попадают в цирк, сначала
нужно выходить. А это очень долгий, тяжёлый труд. Я всем говорю, что когда к
нам попадает маленький медвежонок, то первый год он живёт в моей квартире, спит
в моей постели, чувствует моё тепло. И если он почувствует это тепло, то он
отдаст его на манеже. Потом это тепло передастся зрителям. И в конечном итоге
это будут настоящие взаимоотношения, настоящее искусство.
«Нашим медведям почти по 200 лет»
- Виктор Павлович, это правда, что
животные в цирке живут дольше, чем в природе?
- Конечно же. Хотя, скажу вам, угадать возраст
животного, да и артиста, довольно сложно. И люди, и медведи благодаря
хорошему медицинскому и ветеринарному уходу могут быть долгое время
трудоспособными. Поэтому хорошо выглядят. Вот у нас два медведя работают с 1983
года. По человеческим меркам, если умножить на семь, им примерно по 200
лет! Это всё из-за того, что за ними ухаживают, о них заботятся, за ними
смотрят.
- Сейчас многие страны ориентированы на
Европейский союз, европейские ценности. Словом, то, что должно цениться.
Так вот в документе, который принят Евросоюзом, записано, что участие животных
в цирковых номерах является неотъемлемой частью европейской культуры.
- И поэтому ни один здравомыслящий человек не
отвергает участия животных в спектаклях, если животные становятся артистами.
Другое дело - нужно понимать, что есть жёсткость и есть жестокость. Если бы мы
увидели, что артист издевается над животным, то первые стали бы на его защиту.
Но в то же время мы и не позволим клеветать на цирковое искусство, которое
насчитывает несколько тысяч артистов. Как-то мне журналистка задала
письменный вопрос: «Для чего нужно, чтобы в семье было животное? Кошечка,
собачка?» Я ответил, что если ребёнок научится ухаживать за этой кошечкой, за
существом, которое не может говорить человеческим языком, не может рассказать о
своих болячках, о своих радостях, то когда человек повзрослеет, станет немощным
и ему понадобится помощь, то он её получит. Мне потом главный редактор издания
звонил и говорил, что я очень глубоко смотрю. Если ребёнок в детстве не
научился быть милосердным, то как он может быть милосердным, став
взрослым? Как сможет ухаживать за больными родителями? Любое государство должно
ставить задачи помогать детям и старикам, которые всегда нуждаются в
помощи государства и детей. И к животным это тоже относится.
«В России закон о защите животных
пробивается трудно»
- А это правильно, что порой
дрессировщики наказывают животных?
- Это правда, что во время спектаклей
дрессировщики наказывают то или иное животное. Но мы же и детей своих
наказываем за провинность, для их же блага.
- Простите за такой вопрос, но
складывается впечатление, что российские журналисты вас довольно-таки часто
«пытают» насчёт жестокости.
- Я поднял эту тему потому, что являюсь членом
экспертной группы Государственной Думы Российской Федерации по разработке
закона о защите животных. Работая над этим вопросом, встречаюсь с
журналистами, да и в целом в беседах с разными людьми в той или иной мере эту
тему затрагиваем. Очень рад, что в Украине закон о защите животных принят и
работает. А у нас только разрабатывается. Причём эта разработка идёт очень
туго.
Когда неожиданно одна английская
журналистка спросила, почему мой медведь ездит на автомобиле, я ответил:
«Чтобы вы не печатали, что у нас медведи бродят по Москве». И в самом деле,
этот трюк у нас появился как некоторый ответ на публикации в иностранных средствах
массовой информации. А насчёт животных на улицах, то скажу вам, что и по
Вашингтону, и по Нью-Йорку водят слонов и других животных. Правда, мы
сталкивались со случаями, когда стояли люди с транспарантами: «Зачем вы
мучаете животных?» Целый день стояли. Среди них одна женщина с ребёнком лет
пяти топталась часов шесть на месте под палящим солнцем. И всё это время малыш
держал этот плакат. Уместно было спросить: «А почему вы издеваетесь над
ребёнком?» Тем более что мать его и не кормила, кажется.
А российские журналисты нас не допекают.
Если в целом говорить о животных, то я сошлюсь на
Лайму Вайкуле, которая призывает не заниматься псевдогуманизмом, потому что это
приводит совершенно к другим результатам. Нужно всех воспитывать - и детей, и
животных. И все должны быть довольны жизнью, радоваться солнцу и небу чистому,
зелёной траве. Что могут полноценно работать, питаться и полноценно жить. И
тогда всем будет хорошо, мне так кажется.
У нас в Российской Федерации тоже есть
организации по защите животных. Простите, но мне кажется, что люди их создают
так же, как и свой бизнес. Каждый зарабатывает свой кусок хлеба как может.
Разные чувства у меня появляются, когда смотрю по
телевидению передачи о таких организациях. Вот работает человек в заповеднике.
Там должна быть тишина, и никто не должен мешать животным. Но средь бела дня
вдруг появляется экскурсия - шум, гам. Или вот другая ситуация: в Антарктиду
снаряжают корабль, чтобы пингвинов посмотреть и покормить. Или на Камчатке
разбивают свои лагеря туристы в зоне, где питаются медведи… А потом возникают
случаи, когда растревоженный медведь убивает двух туристов. Ну а они в
отместку давай всех косолапых стрелять, не разбираясь. Разве такое
отношение должно быть к животным? Мы же работаем для того, чтобы человек восхищался
животными и не трогал их.
Один наш знакомый после посещения цирка перестал
вообще отстреливать животных. И ружьё на стену повесил, а потом и вовсе
выбросил. И друзья по его примеру так же поступили. Вот это и есть настоящая
защита животных. А не те сказки, которые начинают мне рассказывать в
Государственной Думе о защите животных…
Видели фильм «Полосатый рейс»? Какие животные там
снимались? Цирковые! А фильм «Медведь» производства Франции? Тоже цирковые. На
этот счёт Татьяна Дурова говорила, что для животных-артистов важно, чтобы они
не реагировали на звук, цвет, запах. А ещё одна дрессировщица подметила, что
сложно вывести зверя из клетки, но ещё труднее посадить назад. Кстати, у нас
большая проблема с клетками, потому что наши животные не могут жить так, как в
зоопарке.
О великом Юрии Никулине
- Кто такой Юрий Владимирович Никулин? Он был для
нас как отец родной. Во-первых, руководителем, у которого двери всегда открыты.
И вот идёшь мимо, а он сидит за столом, обращает на тебя внимание и говорит: «Вы
ко мне? Заходите». - «Да я, Юрий Владимирович, тут бегу…» - «Да заходи, заходи.
Я тебе свеженький анекдот расскажу, только что придумал». И рассказывает. «Идут
два грузина, огромного медведя на плечах несут. Навстречу им третий,
спрашивает: «О, гризли!» А те отвечают: «Нэт, не гризли. Руками задушили…»
Если у кого-то какая-то проблема была, то Юрий
Владимирович, которого мы называли не иначе, как Дед, всегда откликался. Говорю
ему: «Вот у меня ассистент - ветеран афганской войны, год без телефона».
Никулин сразу же взялся решать проблему. И я сам был свидетелем, что на второй
день у моего коллеги телефон уже звенел в квартире. А то как-то выделялось
жильё для артистов цирка на Цветном бульваре. Юрий Владимирович спрашивает
меня: «Где хочешь жить?» - «Да вот, в центре бы хотелось». - «А ты где
родился?» - У Белорусского вокзала». - «Вот где родился, там и жить будешь».
- Виктор Павлович, а когда Юрий
Владимирович Никулин ушёл с манежа?
- Как сейчас помню, это было в городе Калинине.
Юрию Владимировичу тогда исполнилось 60 лет. Он сказал: «Больше я на манеж не
выйду».
- Как продолжает дело отца его сын,
Максим Никулин?
- Как и надлежит сыну великого артиста. Правда,
ему сегодня труднее решать проблемные вопросы, ведь государство, к сожалению, стало
меньше выделять денег на цирк.
фото Сергея Косыгина
Николай Крамаренко
Комментариев нет:
Отправить комментарий