среда, 23 января 2013 г.

Известный автогонщик - кинокаскадёр Виталий Бондарь: «В скользкую дорогу крепче за баранку держись шофёр»


 В Кривой Рог снова возвратились морозы, снег, а с ними и очень опасный гололёд на дорогах. Секретами того, как даже в такую ненастную погоду все же можно максимально безопасно ездить на автомобиле, сегодня делится с читателями «Домашней газеты» мастер спорта СССР по автокроссу руководитель группы автомотородео «Торнадо» В. А. Бондар. Он, утверждает что в управлении автомобилем главное не скорость, а мастерство вождения. Ведь из-за непредусмотрительности и невнимательности, отсутствие расчёта, незнания безопасных приёмов управления автомобилем особенно в скользкую погоду, водители попадают в экстремальные ситуации и ставят под угрозу не только свою, а и жизнь тех, кто переходит им дорогу. 




публикация в "Домашней газете"

- Итак, уважаемый Виталий Анатольевич, в самом начале беседы давайте объясним нашим читателям-водителям, что же такое экстремальная ситуация?
- И в самом деле, это важно знать водителям. Так вот экстрим на дороге - это тонкая грань в управлении автомобилем. И если её переступить, то автомобиль становится неподвластен человеку. Пока водитель умело и грамотно управляет автомобилем - он получает удовольствие от полной власти над ним. Наверное, каждый, даже самый начинающий автолюбитель, это ощущал.
Небрежное же обращение с органами управления (рулём, педалями, рычагом КПП) может стать причиной ошибки водителя на дороге или гонщика на трассе.
- Спасибо, теперь они будут знать. Правда, знание и умение - это разные понятия.
- Поэтому я и хочу поделиться некоторыми рекомендациями и дать советы тем, кто в этом нуждается. Самое главное в управлении автомобилем - подобрать безопасную скорость. А она является таковой, при которой водитель может контролировать его движение в конкретных дорожных условиях.
- Ну, и с этим вопросом всё понятно. Поэтому  вернёмся к такому важному моменту в управлении автомобилем, как начало движения.
- Пожалуйста. Но сначала снимите с лобового стекла и щитка приборов всё, что может отвлекать ваше внимание. Уменьшите громкость преёмника или магнитофона, а лучше и вовсе выключите его.     

   Далее.  Приучите себя постоянно держать обе руки в верхнем секторе рулевого колеса и не обхватывать его большими пальцами. Готовность водителя к экстренному маневрированию обеспечивается симметричным расположением рук на рулевом колесе «10-2» или «9-3». При повороте налево «8-12», при повороте направо «12-4». Это поможет обеспечить готовность к действиям в критической ситуации. Отпускать рулевое колесо в свободный ход нельзя, так как это может привести к резкому ритмическому заносу.
- А вот как правильно производить трогание на скользкой дороге?
- Совершив начальную ошибку (пробуксовку), многие водители продолжают «держать газ», ожидая зацепления. Однако, чаще всего этот способ не помогает. Если началась пробуксовка, колесо быстро разогревает снег и лёд, между ним и дорогой образуется прослойка воды, которая мешает зацеплению.
 Поэтому первый оборот колес должен быть без пробуксовки или с минимальной.
Трогание «в натяг» выполняйте на минимально устойчивой частоте вращения за счёт задержки -(пробуксовки) включение сцепления. Да, вот еще что. Не забудьте до начала трогания передние колёса автомобиля выровнять.
 Устранить допущенную ошибку (пробуксовку), можно повторным троганием. В некоторых ситуациях  трогание начинается с раскачивания автомобиля.
Трогаясь при минимальном коэффициенте сцепления, следует: включить повышенную передачу (ІІ или ІІІ), чтобы уменьшить начальную тягу. Включить стояночный тормоз «с натягом» 50 процентов,  чтобы смягчить вращательный импульс (для заднеприводных). Трогание следует осуществлять многократным осторожным включением сцепления при постоянной минимальной частоте вращения двигателя.

- И вот с Божьей помощью мы тронулись. Что дальше?
- Максимально прижмитесь к спинке сиденья. Двигаясь, не вступайте в длительный разговор с пассажирами. Естественно, что нельзя пользоваться мобильным телефоном.
  Совет для самых начинающих водителей. После начала движения необходимо сохранять и увеличивать скорость для сохранения хода автомобиля и держать автомобиль на оборотах, регулируя скорость движения в зависимости от обстановки, а также для того, чтобы протектор шин при высоком вращении очистился от грязи или снега.
В случае допущенной ошибки (не вовремя переключена передача и др.), что приводит к падению оборотов двигателя, можно воспользоваться пробуксовкой сцепления без отпускания педали подачи топлива.
Прервать излишнюю пробуксовку после трогания с места можно быстрым переключением: повышающей передачи.
Не забывайте ни на минуту, что сохранение устойчивости автомобиля зависит во многом от водителя. На скользкой дороге необходимо очень мягкое и деликатное обращение с рычагами управления и плавное руление. Также необходимо вырабатывать в себе прогнозирование. На скользкой дороге любое резкое движение водителя вызывает потерю устойчивости автомобиля.
- Немаловажен фактор - подготовка в экстренному торможению. Многие водители считают причиной ДТП неожиданность возникновения экстремальных условий.
- Это не так. Большинство типичных ситуаций можно предвидеть по прямым и косвенным признакам и упредить подготовительными действиями. В результате можно избежать аварийной ситуации.
Предусмотрительность это последовательность действий водителя, можно сказать, но ступеням.
Действия при остром лимите времени требуют автоматизма навыком, и даже мелкие ошибки могут привести к потере устойчивости и: управляемости автомобиля.
Малоопытным водителям гораздо раньше и с большим опережением необходимо начинать действия включения подготовительных операций                                                                                                                                                                                           это прогнозирование. Подготовительные действия, конкретные действия, завершение маневра и т.п.    Этим водитель создает запас времени и увеличивает расстояние для предотвращения ДТП.
- Виталий Анатолиевич, что надо знать чтобы избежать критических ситуаций при торможении на неровностях?

- Нужно придерживаться следующих правил: не тормозить с постоянным усилием, а использовать импульсный способ; избегать длительных тормозных усилий, растормаживая колеса при возникновении блокирования; ослабить или прекратить тормозное усилие при контакте с препятствием передних колёс; реагировать на «рысканье» автомобиля коррекцией растормаживания; пытаться воспроизвести импульсы торможения на ровных участках дороги или  на участках в высоким коэффициентом сцепления; усиливать последующие тормозные импульсы по мере снижения скорости автомобиля.
 Когда скорость автомобиля высокая, а коэффициент сцепления неизвестен, лучше всего коротким тормозным импульсом, который позволит определить скользкость покрытия.

Но это, скажу вам,  только часть приёмов, которым мы обучаем в своей «Школе водительского мастерства». Если кого-то из криворожан желает углублённо обучиться водительскому мастерству, мы можем предложить несколько уровней подготовки. В программу входят несколько разделов: «Начальный уровень», «Мастер водитель», «Водитель - каскадёр», «Водитель - спортсмен». И пятый уровень для детективов. Основная цель «Школы водительского мастерства» - помочь всем, кто в этом нуждается, преодолеть последствия собственных или чужих ошибок и сохранить жизнь и здоровье тех, кто садится за руль и тех, кто хочет перейти им дорогу.

Николай Крамаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий