воскресенье, 6 января 2013 г.

О пользе самообразования





В Украине с 1999 года 17 ноября отмечают День студента. Для кого-то из двух с половиной миллионов виновников торжества День студента очередной, ничем не знаменательный день, или просто повод отдохнуть и повеселиться, а для кого-то день символического объединения, повышения роли студенчества в общественной и политической жизни страны.
О том, насколько важно для нынешнего учащегося и студента самообразование, беседуем с молодым криворожанином Антоном Мясоедовым, выпускником Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. «Домашняя газета» не столь давно писала о том, что Антон проходит практику в банке Burling в городе Чикаго.


– Как известно, в основе слова «студент» лежит латинское «studens», что означает «усердно работающий, занимающийся». Что для вас означает «самообразование»?
Биографии известных людей «говорят» о том, что все они много и упорно занимались самообразованием. Самообразование не имеет конкретной формы. Это познание законов, сути процессов, любое действие человека, направленное на познание.
Для самообразования нужно желание. Это самое важное. Когда ребенок играет в компьютерные игры, когда девушка читает журналы женской моды, когда подростки часами просиживают в социальных сетях, когда любитель природы препарирует лягушку все это тоже самообразование, как и чтение книг, и решение задач. Важно наблюдать, какой из многочисленных видов самообразования приносит больше удовольствия, и наслаждаться им и дальше.
Люди склонны проявлять нетерпимость и осуждать те или иные виды самообразования, называя их бесполезным времяпрепровождением.
На самом деле, самообразование является конкретным, точечным инструментом. Если ребенок играет в стратегию, то изучает искусство тактики и стратегии. Если в «стрелялку», то тренирует реакцию, скорость принятия решений. Долгая и трудная игра тренирует терпение, способность преодолевать трудности, достижение поставленных целей. Родители и общество часто ругают и наказывают детей за то, что им нравится самообразовываться именно в такой способ. Плохо, если при этом как правильный способ самообразования, навязывается книга. Возможно время не пришло, или не нашлось той книги, которая смогла бы заинтересовать, или того человека, который привил бы любовь к книге.

Если так рассуждать, то если каждый день ребенок играет 3 часа в компьютерную игру, то это, грубо говоря, 90 часов потраченных в месяц. Как же это можно соотнести с тем, что он хочет стать, к примеру, юристом?
– Ведь в том то и дело, что самообразование полезно в той степени, в какой полученные знания применяются на практике. Самообразование и действие можно рассматривать как средства для исполнения желаний человека. Если ребенок только играет в компьютерные игры, а хочет быть юристом или доктором, то такое самообразование ему не поможет. Всегда стоит реально смотреть на ситуацию. Если хочешь быть хорошим юристом, читай юридическую литературу постоянно, общайся с юристами, задавай вопросы успешным юристам, ищи возможности учиться у самых лучших. Если все это не нравится, и нет желания это делать, то может тогда дело не в том, чтобы стать юристом? Может в том, что в твоем воображении хороший юрист из себя представляет? Например, успех, материальное благополучие, статус в обществе. Но для всего этого совершенно не обязательно быть хорошим юристом. Можно быть успешным доктором, хореографом, певцом, художником или ученым. Хороший юрист это юрист, который читает юридическую литературу на постоянной основе (на работе, в транспорте и дома вечером), постоянно общается с другими юристами (в своей компании, на форумах, конференциях), задает много вопросов и учится у лучших. И постоянно использует полученные знания на практике. Самообразование это теория, это создание новых нейронных связей в мозге. Без практического применения самообразование может утолить жажду знаний, но не более. Поэтому важно скоординировать свои желания и действия с соответствующим характером самообразования. Иными словами, направить все усилия в одно русло.

Какие ещё у вас есть аргументы в пользу самообразования?
Например, то, что самообразование позволяет увидеть больше красоты в окружающем мире. Нобелевский лауреат 1965-го года по физике Ричард Фейнман рассказывал о своем диалоге со знакомым художником. Художник обвинял ученых в том, что изучая все больше и больше природу всего вокруг, они крадут что-то сокровенное у природной красоты и объясняют все какими-то замысловатыми терминами. На это Ричард отвечал, что, будучи ученым, ему открывается красота совершенно другого порядка. Понимая суть происходящих процессов в цветке розе, он не просто очарован внешней красотой розы, но еще более восхищен теми процессами, которые вовлечены в создание такого прекрасного творения.
Можно сказать, что самообразование открывает человеку красоту совершенного другого порядка.

В нынешние времена интернета возможности для самообразования вышли на качественно новый уровень. Какие ресурсы в англоязычной среде вы могли бы предложить для самообразования криворожским школьникам и студентам?
  Могу предложить краткий перечень качественных и передовых ресурсов для самообразования в данное время в англоязычной среде.
Надеюсь, что криворожские школьники и студенты уже оценили преимущества использования Википедии (www.wikipedia.org). Это онлайн-энциклопедия, которая создана и до сих пор наполняется людьми со всей планеты. Этот ресурс обладает поистине неисчерпаемыми знаниями, и с малой долей любопытства можно запросто потратить досуг на чтение статей совершенно обо всем на свете. Читать материалы можно на разных языках. В том числе на английском, русском, украинском.
Ещё один огромный ресурс доступных объяснений на английском того, как и что работает в этом мире (http://science.howstuffworks.com).
Представляет интерес проект неприбыльной организации, у которой миссия изменить систему образования в мире, сделав его бесплатным и доступным каждому человеку в мире (http://www.khanacademy.org). Этот интернет-проект динамично развивается и на данный момент посетителю сайта доступны 3400 видео на английском языке, в которых объясняются различные аспекты математики, физики, химии, биологии, истории, истории искусств и так далее.
Надеюсь, что студентам и криворожским преподавателям интересно будет просмотреть и сравнить с отечественными разработками бесплатные лекции и образовательные курсы, которые предлагает на сайте своего учебного заведения Йельский университет (http://oyc.yale.edu).
Заслуживает на внимание социальный проект от компании, которая является партнером большого количества учебных заведений по всему миру (www.coursera.org). Благодаря этому проекту, университеты и институты выделяют из своих учебных программ курсы, на которые можно бесплатно записаться и пройти обучение на английском языке в указанные сроки. Все обучение ведется дистанционно. Преподаватели записывают видео, в которых они излагают суть уроков. На основе уроков составлены контрольные задания, которые нужно успешно выполнять. Тем, кто выполняет поставленные условия по контрольным работам и экзамену, предоставляется сертификат о прохождении курса. Среди университетов Стэнфорд, Дюк, Принстон, Беркли и другие. Курсы, к примеру, следующие: «Финансы», «Статистика», «Мировая история с 1300 года и другие.
Компания Lumos Labs в партнерстве с ведущими неврологами США создала англоязычный интернет-проект, который позволяет развивать когнитивные навыки человека (www.lumosity.com). Когнитивные процессы (познавательные процессы человеческого сознания) тренируются и улучшаются с помощью игр, которые развивают память, внимание, скорость мышления, возможность быстро переключаться с одной задачи на другую. В данном интернет-проекте уже принимают участие около 25 миллионов человек со всего мира, и каждый месяц их количество растет на сотни тысяч. Возможность пользоваться проектом платная, но в течение трёх дней можно попробовать, что это за проект и интересен ли он.
Этот список, естественно, ничтожно малое количество тех ресурсов для самообразования, которые на данный момент предлагает интернет всем, бесплатно и в очень интересном изложении.

А есть какой-то выход для тех, кто плохо владеет английским или не владеет им вообще?
Знание английского может очень сильно помочь, но существует достаточно материалов и на русском, на украинском языках.
Удобно также использовать в работе бесплатный браузер Google Chrome и получать автоматический машинный перевод английского текста на требуемый язык. Или пользоваться бесплатным и довольно хорошим переводчиком Google.
Осталось только решить для самого себя, что заниматься самообразованием стоит в любом возрасте! Поэтому желаю всем искренней любознательности!
Татьяна Крамаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий