В Кривом Роге во Дворце молодежи и студентов КГУ с большим успехом прошёл концерт
знаменитого Национального балета Грузии Сухишвили. Сразу после его окончания
корреспонденты «Домашней газеты» встретились с художником по костюмам и
директором танцевального коллектива, и к тому же невероятно красивой женщиной
Нино Сухишвили.
Публикация в "Домашней газете"
- У вас просто потрясающие
зрители! − восклицает Нино. - Доброжелательные, понимающие, искренние, и что
очень меня поразило - знающие толк в танце. Передайте им через газету огромное
спасибо.
- Нино, у вашего
феноменального балета длинная и красивая история. Поведайте немного о ней.
- Ансамбль был создан в
1945 году. У истоков создания его стояли Илико Сухишвили и Нино Рамишвили. Их
объединили творческие планы, а позже - семейные. Это наши с братом Илико
Сухишвили-младшим, дедушка и бабушка. Мы третье поколение в семье, которое
занимается танцами, руководит ансамблем.
- Удивительнейшие танцы!
Порой казалось, что танцоры парят над сценой. А какие же танцы все
однообразные! Недаром на Бродвее они были признаны лучшим шоу, а в Австралии -
восьмым чудом света.
- Спасибо за теплые слова.
Это потому, что наши дедушка и бабушка, Нино и Илико, постарались собрать весь
танцевальный фольклор такой разнообразной страны, как Грузии. В ней много
регионов, и что очень характерно - каждый имеет свой неповторимый фольклорный
танец. Даже маленький поселок или деревушка порой разительно отличаются
танцами. Вот поэтому такая разнообразная у нас программа. Танцы горцев очень
темпераментные. Их движения резкие, энергичные. А вот фольклор Черноморского
побережья равнинный, и поэтому танцы отличаются своей плавностью.
- Действительно, девушки
плывут по сцене лебедушками, платье не шелохнется. Интересно, как это все
достигается?
- Маленькими движениями -
полушажками.
- Еще нам очень понравились
танцы с саблями и кинжалами: искры летят с сабель, а кинжалы пронзают пол с
неимоверной точностью.
- Это наш так называемый
цикл танцев воинов. Они тоже взяты из глубокой истории нашей страны. Так уже
на веку написано, что Грузия испокон веков защищает свою территорию, и оттуда
идет наш исторический фольклор. Поэтому он богат воинственными танцами, в
которых вы видели движения борьбы с использованием сабель и кинжалов. Кстати,
они настоящие. Стальные.
- Ваши танцоры ими не
ранятся ?
- Очень редко. Потому что
они еще до выхода на сцену, так сказать, отточили филигранную технику
фехтования, в том числе и для того, чтобы не порезаться и не убиться. Боевые
танцы воспринимаются с огромным успехом во всех 88 странах, где мы побывали с
гастролями и провели 10 тысяч концертов. Через них мы доносим свободолюбие и
гордость нашего народа. Заметили, что в целом весь наш концерт как бы страницы
из своеобразной истории нашей страны? Каждый танец - как маленький рассказ о
каком-то регионе или традиции. У нас есть свадебные, фестивальные, хороводные
танцы. А еще танцы пастухов, охотников, наездников...
Это интересно
Грузинский балет
Сухишвили-Рамишвили был признан лучшим шоу 2001 года на Бродвее. Это первая
фольк-труппа, выступившая на подмостках «Ла Скала», их дебют стал
триумфальным - занавес по просьбе публики поднимали 14 раз! Этот уникальный
коллектив считается одним из достояний мировой культуры.
- А танец со свечами «в
ночи» - это случайно не грустный танец?
- Нет, вы ошиблись - не
печальный. Это один из танцев городского фольклора. Танец ремесленников.
- Нино, нам очень
понравились танцы, в которых мужчины как бы боготворят, преклоняются перед
женщинами.
- Таких танцев у нас много,
где мужчины готовы на руках носить женщин. В одном из тех, что вы видели,
женщина, словно огонь вспыхивает в центре сцены в красном платье. Это и в
действительности так - грузинская женщина возносится мужчинами, как горный
цветок. Издавна грузины - рыцари в отношениях с женщинами, что очень точно
передано в танцах. Скажу больше, грузины в исторических танцах, танцуя с
женщинами, едва прикасаются к своей партнерше, что подчеркивает трепетность и
чистоту их отношения.
Очень интересные танцы, в
которых женщины танцуют фактически в ногу с мужчинами и выполняют такие же
сложные движения. Это достигается за счет большой работы, ежедневных
тренировок, репетиций. Ансамблю больше шестидесяти лет, но он всегда в форме.
- Сколько у вас в
коллективе танцоров?
- Семьдесят. Это совсем
молодые люди. Их возраст 20-25 лет.
- Извините, а такой
проблемы, как текучесть кадров, не существует?
- Нет. Потому что у нас
давно работает школа танцев при ансамбле. Она нам постоянно готовит прекрасных
танцоров, потому что век танцора, как вы понимаете, очень короткий. Двадцать
лет точно не протанцуешь.
Это интересно
Перед каждым концертом
балет проводит обязательную генеральную репетицию. Выступление не начинают
без магического ритуала, которому столько же, сколько и самому балету - 63
года. А еще без всеобщего захватывающего возгласа «У...у...у!»
- В таком большом ансамбле,
как ваш, должна быть жесткая дисциплина, чтобы он работал, как часовой
механизм.
- Это точно. Правда, дело
не только в дисциплине. Ансамбль держится и на добрых семейных традициях. В
нашем коллективе мужья танцуют с женами, братья с сестрами. А еще очень хорошо
(и мы этим гордимся), что есть такие танцоры, которые подхватили эстафету
родителей и продолжают ее в нашем танцевальном коллективе.
Для коллектива важно и то,
что мы с братом Ильей выросли в ансамбле, как мы говорим, в его закулисной
пыли. Для нас все это было органично. И ничего другого не приходило в голову,
как вливаться в коллектив. Мы изначально знали, что будем продолжать дело
дедушки и бабушки, папы и мамы. Хотя начинали карьеру с братом в ансамбле
простыми танцорами, пройдя весь путь, предназначенный для нас. Поэтому, с
другой стороны, руководство большим коллективом как бы и не передалось нам в
наследство.
- Нино, для танцора очень
трудно все время на сцене стоять на пальцах?
- Возможно вы заметили, на
пальцах танцуют у нас только мужчины. Женщины передвигаются по сцене мелками
шажками на полупальцах. Танцуют мужчины в обыкновенных легких кожаных сапогах,
которые такие же мягкие, как перчатки. Там нет никаких подкладок. Танцоры стоят
на пальцах. Это такая традиционная грузинская техника - танцевать на пальцах.
А вот наколенники (маленькие каучуковые подушечки) наши мужчины-танцоры используют.
Это когда они прыгают и падают на колени. Если бы таких подушечек не было, то
от коленок ничего бы после концерта не оставалось.
- Поражают в ваших танцах и
костюмы.
- В одежде танцоров
превалируют чисто грузинские натуральные цвета - красный, вишневый,
сиреневый. Такие, знаете, приглушенные цвета. Ведь Грузия достаточно суровая
горная страна. Используем в костюмах также выдержанные тона синевато-серый,
голубой. Костюмы шьем из натуральной ткани. Это или чистая шерсть, или чистый
шелк. Используем натуральные краски, а не химические. Почти все костюмы
расшиты вручную. У нас около 700 костюмов. Чтобы переодеться из одного костюма
в другой, танцору выделяется не более двух с половиной минут. Зритель даже не
замечает, что на сцену выходят те же самые артисты.
- Нино, интересно, почему
костюмы некоторых танцоров с длинными рукавами?
- Есть две версии на этот
счет. К примеру, в предсвадебном танце девушка и парень с длинными рукавами,
потому что они не должны касаться друг друга до свадьбы. Есть и еще одна
версия - длинные рукава в одежде грузин для того, чтобы в них можно было
спрятать оружие - острый кинжал.
Это интересно
Королева Англии,
восхищенная выступлением, лично вручила золотую медаль Илико Сухишвили. В
Индии сцена, возведённая под открытым небом, обрушилась, и тогда добровольцы из
числа зрителей до конца выступления на плечах держали сцену. Такого рода
воспоминаний в истории ансамбля множество.
-
Нино, вы так великолепно провели концерт. Зрители все поняли даже без объявлений
названий номеров.
-
Мы делаем все, чтобы концерты всегда проходили на одном дыхании. Если
заметили, даже поклонов после исполнения номеров у нас немного. И это объяснимо:
если танец заканчивается на сцене, то есть поклон. А если танцоры в конце
танца уходят за сцену, то на поклон уже не возвращаются, чтобы не сбивать ритм.
Один танец у нас переходит в другой.
-
Как вас воспринимают украинские зрители?
-
Просто великолепно. Мы в феврале этого года уже гастролировали по Украине.
Были в 18-ти городах, показали 20 спектаклей. А сейчас это повторный тур.
Наметили выступления в 28-ми городах Украины. Кривой Рог - 13-й.
-
Что-то новое открываете для себя в Украине?
-
Конечно же. Я нахожу между нашими странами много общего, и не только в историческом
плане. Наши страны всегда стремились к независимости. Вынуждены были бороться
за свободу. И в последние годы для наших стран как бы одинаковый сценарий
писан. Очень близкий ваш народ нашему по духу. Мы - родственные души.
Татьяна и Николай Крамаренко
Фото на память
Комментариев нет:
Отправить комментарий