воскресенье, 6 января 2013 г.

Уникальные артисты Светлана и Сергей Шаталовы: «Мы заболели цирком навсегда»




  То, что делают на арене знаменитые на весь мир украинские артисты Светлана и Сергей Шаталовы со своими воспитанниками, завораживает настолько, что невольно забываешь обо всём, что творится вне этого пространства, и окунаешься с головой в чарующую атмосферу праздника! В очередной раз понимаешь, что нет границ совершенству. Вполне заслуженно руководитель группы Сергей Шаталов получил две высшие цирковые награды - «Золотой клоун» на фестивалях в Варшаве и Голландии. Уместно подчеркнуть, что Сергей участник 17 (!) фестивалей в Монте-Карло.




26.04.2012 14:15  
Публикация в «Домашней газете»

- Мы с Сергеем в цирке уже больше 37 лет, - начинает рассказывать Светлана. - Ещё при Советском Союзе работали в структуре «Союзгосцирк» - в знаменитом цирке на воде. Самом первом. Там и глубина была хорошая, не то что сейчас, воды по колено. А какие шикарные номера были! Какая сильная трюковая часть! Сегодня её осталось совсем немного - поблистал-поблистал и ушёл. Да вообще наше искусство уходит в небытие...
Сначала я танцевала, потом работала в кольце и чуть позже в хула-хупе. А Сергей пришёл работать в цирк как спортсмен - он мастер спорта международного класса. Участвовал во многих знаменитых номерах Бондарева: «Подкидные доски», «Полёт». Серёжа служил в Афганистане. Дослужился до медали. Был ранен. Что вернулся живым - большое счастье. Ребята его призыва в основном возвращались в «тюльпанах»…
Так вот, когда мы приехали в Украину, сразу же уяснили для себя: нужно делать что-то своё. И вот Сергей на базе своих возможностей и опыта сделал номер «Полёт». А я - «Лапендулу».
- Светлана Семёновна, лапендула...
- Это два колеса, которые соединяются в один блок и вращаются во время представления. Порой его называют «колёса смерти». Хотя это неправильно, в цирке слово «смерть» произносить запрещено.
- Вы много работали за границей, почти весь мир объездили. Расскажите о дальних путешествиях.
- До сих пор не могу забыть наши выступления в американском цирке «Ринглинг бразерс». Это один из самых лучших цирков в мире. Там очень престижно работать. Он трёхманежный, громадный. Этому цирку что-то около двухсот лет. И вот там я впервые увидела лапендулу. Номер показывали мексиканцы. Как у нас скоморохи на рынках, так там в парках артисты развлекали людей. Потом этот жанр пришёл в цирк и прижился. А «лапендула» потому, что первым создал снаряд американец Лапендулус. Теперь этот блок успешно используется в цирке. Его переделали, сделали очень красивым.
- Но он остался всё таким же опасным!
- Вы видели. Во-первых, это скорость, во-вторых - высота около
9 метров и работа без страховки. Её применить просто невозможно. Со страховкой запутываешься. А во время выполнения номера ты должен настолько всё делать точно! Малейший срыв - и… Бывало, что падали, разбивались. Частенько журналисты у меня спрашивают: «Как это вы не боитесь?» Отвечаю, что это у меня наследственное - отец лётчиком-испытателем был. К сожалению, папы уже нет в живых.
Но и при моей куражности в Донецке слетела с высоты восьми метров. Правда, удачно. Даже не успела сообразить, в чём дело. Очнулась - зрительный зал почему-то с другой стороны. Инструктор поднял меня, взял за руку и за кулисы вывел. Там я немного очухалась. Гематома была на голове.
- Интересно, а что же вы в том случае неправильно сделали?
- Видимо, я где-то неверно тяжесть тела перенесла. Хотя порой сам не понимаешь, почему тебя аппарат выбрасывает. Бежишь, как обезьянка, а спрыгнуть не можешь, потому что ты отвечаешь за партнёра в колесе. Если спрыгнешь, то всё! Там обрыв идёт. Поэтому нужно цепляться изо всех сил и руками, и ногами. Но, правда, нас же и падать учат, группироваться при падении. Нам нельзя падать как лягушка: «ляп!» А падение проходит так быстро, что и глазом не успеешь моргнуть. Но оказывается, что за это время ты сгруппировалась - и с кульбитом уже на ногах. Вот это и называется техника - когда ты делаешь то, что нужно, на уровне подсознания.
- А вы ещё и с дочерьми Викторией и Анжеликой работаете…
- (Улыбается) И с зятьями Виталием и Дмитрием тоже. Даже с Ромочкой, нашим маленьким внучком, тоже. Футболит мячик, лазит на аппараты. У нас уже династия. Причём в этом жанре мы единственные женщины-украинки. Когда гастролировали за рубежом, мне говорили: «Вы мать двоих детей, что забыли на такой высоте?!»
- А что там самое важное? Полная концентрация? Натренированный вестибулярный аппарат?
- Совокупность всего в одном. Нельзя бояться высоты. Это своего рода кураж. Правда, как минимум год нужно тренироваться, чтобы уметь держать баланс. У меня два партнёра. Дмитрий очень куражливый. Он сначала делает, а потом уже начинает анализировать. Знаете, есть жанры, в которых перед зеркалом нельзя репетировать. Тут важнее мышечная память. Если, например, жонглёр всё время тренируется перед зеркалом, то перед зрителем, как правило, предметы роняет. В нашем жанре много специфики.
- У Сергея в «Полёте» тоже хорошие ребята.
- Заметили: у них полёты также без страховки. Ребята через весь манеж летят на высоте до пяти метров. Но были и у них падения. В цирке нельзя избежать травм. Все мы немного больные, немного поломанные. Но работаем.
Неправду говорят, что не боятся, когда выходят на публику. Боятся, и поэтому концентрируются. А если не боишься, то и упадёшь быстрее, потому что организм расслаблен. Нужно всегда быть в форме - и в моральной, и в психологической, и в физической. Поэтому нам нужен спокойный отдых.
Те, кто работает в цирке, - отрешённые, смелые люди. Выходят на манеж и каждый день благодарят Бога, что не упали и не разбились. А теперь, когда мы с Сергеем стали руководителями, боимся за этих мальчиков. Мы их воспринимаем как собственных детей. Постоянно их напутствуем.
У нас каждый день репетиция по 2-3 часа. Наша работа сродни балету. Почему многие балерины остаются в балете до старости? Потому что это хорошая физическая форма и постоянные тренировки.
- Но и награда за труд соответственная. Овации, «Брависсимо!»...
- Бывает. Работали мы то ли в Грузии, то ли в Азербайджане. Пришли военные лётчики, принесли огромный букет цветов. Мы, говорят, с парашютом прыгали. Но как вы можете залезть на такую высоту и там ещё что-то сделать? То есть есть люди, которые понимают наш труд.
- Как вам криворожская публика?
- Замечательная. В Кривой Рог мы приехали спустя семь лет. Я люблю Кривой Рог. Здесь добрые люди, доброжелательные, любящие цирк, оценивающие наш труд. Поэтому мы с удовольствием сюда приезжаем.
Фото С. Косыгина

Николай Крамаренко

1 комментарий:

  1. Первые девушки- украинки работающие Лапендулу" - Наталья Кошелева и Наталья Сотникова

    ОтветитьУдалить