вторник, 7 мая 2013 г.

Начальник Криворожского следственного изолятора Александр Смаль: «Надеемся, что в новом году в СИЗО будет наполовину меньше находящихся под стражей»




С момента принятия нового Уголовного процессуального кодекса и введения его в действие количество лиц, доставленных в СИЗО, значительно уменьшилось. По Криворожскому изолятору таких стало на 47 человек меньше: если на 19 ноября в изоляторе содержался 751 гражданин, то сейчас - 704.



На декабрьской пресс-конференции Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка заявил, что за месяц работы нового Уголовного процессуального кодекса украинские СИЗО разгрузились более чем на 6 тысяч человек. Он также заметил, что введение нового кодекса за месяц принесло позитивные результаты: пересмотрены меры пресечения, выбранные обвиняемым.
В то же время Генпрокурор сказал, что на сегодняшний день не все положения нового Уголовного процессуального законодательства активно применяются. В частности, это касается избрания таких мер пресечения, как домашний арест и залог, заключение соглашений о примирении и признании вины. «Поэтому я считаю необходимым требовать от милиции отходить от шаблонов, к которым они привыкли. Всё, что предусмотрено Уголовным процессуальным кодексом, должно использоваться в полной мере», - отметил Генпрокурор.
- А как введение нового УПК отразилось на Криворожском следственном изоляторе? - спрашиваем у его начальника А. В. Смаля.
- С момента принятия нового Уголовного процессуального кодекса и введения его в действие (19 ноября 2012 года) количество лиц, доставленных в следственный изолятор органами внутренних дел, значительно уменьшилось. По Криворожскому изолятору таких стало на 47 человек меньше: если на 19 ноября в изоляторе содержался 751 гражданин, то сейчас - 704. Уменьшилось количество лиц, которые задерживаются за преступления лёгкой и средней степени тяжести. Если раньше за неделю службы внутренних дел привозили примерно 30 человек, среди них было около десяти подозреваемых в совершении преступлений лёгкой и средней степени тяжести, то таких сейчас не доставляют. К ним применяются меры пресечения, касающиеся, в основном, обязательств задержанного лица. Если раньше таким была подписка о невыезде, то сейчас это личное обязательство прибыть по вызову в органы внутренних дел, в производстве которых находится дело. Это первый плюс. А второй тот, что со времени принятия нового Уголовного процессуального кодекса лиц, которые не представляют большой опасности для общества, доставленных в СИЗО не было.
И ещё. Если раньше за месяц задерживали семь несовершеннолетних, то за минувший - ни одного несовершеннолетнего задержано не было. Мы встречались с представителями судов и оговаривали, что к несовершеннолетним целесообразнее применять «личное обязательство».
- Александр Витальевич, когда к вам в СИЗО доставляют подозреваемых в совершении преступлений, то к ним можно применять ещё и залог.  Ведь так?
- Да. У нас было два таких случая. В первом можно было обойтись залогом в размере 24 тысячи гривен, а во втором - 83 тысячи грн. Размер залога устанавливается зависимо от состава преступления. И при внесении такого залога человека незамедлительно освобождают из-под стражи.
- И что, тех двоих подозреваемых в совершении преступления отпустили под залог?
- Нет. В данных случаях не нашлось людей, которые могли бы внести за них деньги под залог. Или не захотели. Что касается задержанных, то один совершил преступление, связанное с разбойным нападением, а другой - хищение чужого имущества путём грабежа.
Сообщу ещё, что у нас сделано нового в связи с принятием нового кодекса. Так вот, в нашем СИЗО уже оборудованы три кабинета для видеоконференцсвязи. Предусмотрена дистанционная трансляция судебных заседаний. То есть есть все условия, чтобы заключённый не доставлялся в тот или иной районный суд. Теперь достаточно, чтобы подозреваемый зашёл в комнату, где установлена соответствующая аппаратура. Заключённый видит и слышит судью, его вопросы и отвечает на них. Весь процесс судебного заседания регистрируется на электронных носителях. Подчеркну, что сейчас эти видеозаписи являются процессуальными документами. Правда, таких случаев, чтобы проводилось дистанционное заседание суда, с 19 ноября у нас пока ещё не было. Но мы к ним готовы.
- Расскажите о женщинах, которые поступают в СИЗО за совершённые преступления.
- Количество доставляемых женщин тоже уменьшилось. Если до принятия УПК у нас было под стражей 67 женщин, то сейчас - 57. Правда, совсем недавно в наше СИЗО ещё четырёх женщин доставили. Есть много преступлений, по которым выносятся решения об условном лишении свободы. Два раза в месяц такие лица должны являться для регистрации. В случае невыполнения этих требований гражданина могут взять под стражу и доставить в СИЗО.
- В чём заключаются улучшения для вашего учреждения после принятия нового УПК?
- Сейчас мы имеем дело только с теми гражданами, которые действительно несут угрозу для общества. Меньше стали доставлять мелких воров. Зато матёрых преступников мы можем обеспечить спальными местами. Нормы площади на задержанных - в рамках допустимых, норма по питанию также. Да и в целом мы стали меньше тратить бюджетных денег на питание. Словом, изменения в связи с принятием нового УПК в основном положительные. Я, как человек, который ежедневно по работе связан с задержанными, вижу только положительные изменения.
Николай Крамаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий