четверг, 4 апреля 2013 г.

Табор идёт в школу


Все мы знаем о жизни цыган в основном по художественным фильмам: «Возвращение Будулая», «Табор уходит в небо» и т. д. В фильмах это кочевой народ, а на самом деле цыгане уже давно ведут в основном оседлый образ жизни. Журналисты «ДГ» накануне Всемирного дня цыган, который отмечается 8 апреля, побывали в воскресной школе при церкви «Скиния», где встретились с пастором Станиславом Павленковым и его женой - учительницей Светланой Викторовной и её воспитанниками.



Пастор цыганской церкви «Скиния» Станислав Павленков: «У нас в Долгинцево тоже есть свои Будулаи»


Цыгане так рассыпаны по всему миру, что, казалось, никогда и не собрать. Ан нет! Ромы со всех континентов таки съехались 8 апреля 1971 года в Лондон на І Всемирный цыганский конгресс. И на этом форуме сами признали себя цыганами мира - единой нетерриториальной нацией. Более того, приняли национальные символы: флаг и гимн, основанный на народной песне «Джелем, джелем». А вот вместо герба они используют всеми узнаваемые символы: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Этими же символами они украшают и цыганские книги, газеты, журналы, сайты. С появлением Дня цыган родился и один таинственный обычай - вечером проносить по улице зажжённую свечу.

О том, что приближается праздник - Всемирный день цыган - в самом крупном в Кривом Роге их поселении - Долгинцевском районе (в просторечии - «шанхае»), взбодрённые весенним теплом ромы ни сном ни духом не ведали. И только пастор цыганской церкви «Скиния» Станислав Павленков сказал, что к этому дню прихожане храма готовятся: «Будет и молебен, и общее собрание за праздничным столом, и особенные уроки для ребятни церковной школы...» Слово за слово, и между нами практически сразу установились тёплые и душевные отношения. Оказалось, что судьба Станиславу Марковичу даровала немыслимо тяжёлые испытания. Он уже видел глубокую пропасть перед собой. Но спасла вера.
- Скажу вам, что шёл к вере в Господа, преодолевая большие преграды в своей жизни, - говорит пастор. - Сам я бывший наркоман, дважды судим. И вот, уже умирая, когда смерть смотрела мне в глаза, я обратился к Богу. Это было в 1993 году, мне было 27 лет, я находился в заключении, а на свободе ждала жена с детьми. Я искренне обратился к Богу, он оставил мне жизнь. Что значит - обратился? Я совершенно по-другому начал мыслить, у меня появились совсем другие желания, отношение к близким и людям вообще. Я увидел, что во мне появилась другая жизнь, другие чувства.
- Жена вас дождалась?
- Да. Она тоже пришла к вере, как и моя мама - старая цыганка Мария Константиновна. Родители, тогда ещё жив был отец, братья и сёстры, которые так от меня настрадались и наплакались, несказанно обрадовались, что я обратился к Богу с покаянием. Сегодня у нас с женой четверо детей - две девочки и два мальчика. Естественно, они тоже верующие, а вот мои братья и сёстры пока не все пришли к Богу.
- Какой храм большой строите! Давно начали возводить?
- В 2006 году - на Крещение Господнее. До этого я ходил в молитвенный дом, что на Карнаватке, и мне там даже руку положили на дьяконское служение. А подтолкнула меня строить храм жалость к цыганам. Смотрел на свой нищий народ и плакать хотелось: стоят, подаяние просят, гадают, пристают к людям... А сколько смертей молодых цыган-наркоманов видел! Тихий ужас! И вот когда я начал призывать своих однородцев к вере, то увидел, что у людей появилась какая-то надежда.
- Спасибо вам огромное за то, что подарили им эту надежду. Приход в храме большой?
- Да нет пока. До 200 человек. Но приходят на службу не только цыгане, а и украинцы, русские... Некоторые даже приезжают к нам из других районов Кривого Рога. Вижу, что им интересно слушать, когда я читаю Евангелие. Правда, вначале мы столкнулись с тем, что многие не понимают Евангелие, потому что совсем неграмотные. Сначала мы начали учить письму и чтению взрослых. Ох и сложное это дело. А потом пришли к тому, что нужно же и детей, бегающих без дела по улицам, как-то приучать к грамоте. За это дело взялись жена, сестра. Я же пошёл к директору общеобразовательной школы № 84, в Долгинцевский райисполком посоветоваться, как решить эту проблему в целом. И дело пошло. Правда, здесь и принципиальная политика властей города сильно повлияла. Практически все дети цыган Долгинцево сели за парты. А что такое беспризорного мальчугана заставить ходить в школу? Это информировать его, приобщать к культуре, к дисциплине, менять мышление, а значит, и менять самого. Если нет всего перечисленного, ребёнок растёт как бурьян.



Любовь к лошадям у цыган - в крови.
     
- Словом, сегодня подростки-цыгане все в школу ходят.
- В основном, хотя есть и трудности в этом вопросе. Но, повторюсь, местные власти, для блага тех же родителей, поставили довольно чёткие условия: если ваши дети не будут учиться, то их заберут в интернаты.
- Ваших женщин можно частенько увидеть за таким занятием, как гадание. А вы сами обращаетесь к ним с просьбой погадать?
- Конечно же, нет. И никому не советую, потому что гадание связано с оккультизмом. Оно приносит в жизнь человека проклятие.


Пока пастор Станислав ненадолго отлучился из церкви, общаемся с его приветливой женой Светланой Викторовной. Она вместе с сёстрами по вере учит в церковной школе мальчиков и девочек многому: правописанию, чтению, математике. Даже рисованию, вышиванию. Детки после занятий в общеобразовательных школах спешат в воскресную школу, как к себе домой.
- У нас в молитвенном доме три класса, - приглашает в один из них Светлана Викторовна. - Видите, есть и доски, и парты, книги, тетради. Кроме чтения и письма, я преподаю библейские уроки. Занятия проходят три раза в неделю, в четверг, субботу и воскресенье, с 15.00 до 17.00.
Когда зашли в класс, дети притихли. Значит, можно знакомиться.
- Я - Руслан Андрейченко,
- А я - Митя Кузьменко.
- Меня зовут Анжела Череповская.
- Чему вы здесь научились, ребятки?
- Писать буквы, читать.
- А кем хотите стать, когда вырастете?
Митя отвечает, что хочет стать пастором. Ещё один паренёк - директором школы. А Алёнка Кузьменко - учителем.
Покидаем молитвенный дом и едем вглубь «шанхая» знакомиться не с бароном, как себе думали, а с одним из старейшин цыганской общины Николаем Николаевичем Ерёменко.
- Николай Николаевич, но криворожане же не поверят, что в Долгинцево нет барона!
- Лет 15, а то и 20 в Долгинцево нет цыганского барона. Это я вам с полной ответственностью говорю. Последним был, дай бог памяти, Владимир Сапано. Но он уже отошёл в Вечность. И вот с тех пор решение всех проблемных вопросов ложится на плечи совета старейшин. Не скажу, что мы очень уж мудрые, но нас почитают за возраст и за то, что рассудительно мыслим. Плохого никому ничего не советуем. Касается это семейных дел или же разборок между жителями нашего посёлка.
Николаю Николаевичу, как и пастору Станиславу Марковичу, очень тяжело говорить о былой жизни многих цыган, которые пристрастились к наркотикам.
- Что такое «ширка»? Это болезни, деньги на ветер, постоянные скандалы, бедность, тюрьма. Многие так ничего и не увидели на своём коротком веку. Прожили в недостатках, в сырости, рано поумирали.


За решением конфликтных ситуаций цыгане идут к старейшинам. Один из них - Николай Николаевич Ерёменко (третий справа).

Но не менее острой сегодня остаётся проблема трудоустроенности цыган Кривого Рога. Многие руководители стараются не принимать их на работу, считая по старинке, что они могут что-то украсть, обмануть, схитрить. Поэтому цыгане и перебиваются практически всегда случайными заработками: что-то перевозят на лошадях, собирают металл, торгуют на рынках. И это очень печально. Ситуация должна обязательно меняться.
Приближающийся праздник праздником, а вопроса преступности среди цыган мы вскользь коснулись. И услышали от прокурора Долгинцевского района Богдана Власенко в принципе ожидаемую информацию.
- Совершающих правонарушения среди цыган в процентном отношении нисколько не больше, чем среди украинцев, - сказал он. - А в целом это приветливые, доброжелательные люди.
Кстати, прошлым летом в посёлок Долгинцево, где проживают цыгане, приезжали снимать документальные фильмы о жизни ром тележуранлисты из России и Винницы. Хорошие вышли короткометражки.
Прощаясь с пастором Станиславом Павленковым, поинтересовались:
- Есть ли среди жителей Долгинцево свои герои, похожие на киношного фронтовика-разведчика Будулая?
- Да, есть, и мы ими гордимся. Это наш славный фронтовик Марк Ефимович Капилюшенко, который прошёл всю войну на фронтах, вернулся домой. Но, к сожалению, 14 лет как умер. Также в нашем посёлке чтят память о моём деде - старшем лейтенанте Константине Петровиче Кириченко, который погиб смертью храбрых, освобождая Каменец-Подольский. Его прах покоится в братской могиле.
Николай Крамаренко, фото Сергея Косыгина

Интересно знать
Осознав, что гитлеровский фашизм несёт цыганскому народу уничтожение, многие цыгане вступили в ряды Вооружённых сил (в том числе и добровольцами). Появились и участники партизанской борьбы на оккупированной территории. Архивы Министерства обороны свидетельствуют, что один из цыган, Т. Прокофьев, был удостоен звания Героя Советского Союза. Статистика в данном случае не может отразить действительность, поскольку большинство цыган в паспортах значились русскими, украинцами или татарами. По имеющимся сведениям, к концу войны было 11 цыган - Героев Советского Союза и множество кавалеров самых высоких орденов.

***

5 октября 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. Реакция на указ была двоякой как со стороны местных властей, так и со стороны цыган. Местные власти исполняли этот указ либо выдавая цыганам жильё и побуждая (или принуждая) их вместо кустарного ремесла и гадания официально трудоустраиваться, либо просто прогоняя кочевых цыган со стоянок и подвергая дискриминации на бытовом уровне.

***

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии группой около 1000 человек. Время миграции предков цыган из Индии точно не установлено, так же, как и количество миграционных волн. Но известно, что падишах из Индии подарил в знак признательности шаху Персии 1000 человек. Различные исследователи приблизительно определяют исход так называемых протоцыганских групп VI - X веками н. э.
Цыгане говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также языками народов, среди которых живут оседло или кочуют. Большинство наших собеседников говорили на украинском языке. У многих украинские фамилии.



Возможно, в будущем эта девочка станет актрисой и сыграет роль цыганки Рады, как в известном кинофильме «Табор уходит в небо».

3 комментария: