среда, 23 января 2013 г.

Президент Академии горных наук Украины Владимир Бызов: "Плохо, что сложными процессами в горнодобывающей промышленности руководят кавээнщики и футболисты»





Участники недавней четырехдневной Международной научно-технической конференции «Устойчивое развитие горно-металлургической промышленности - 2008», которая проходила на базе технического университета, коснулись многих острых, актуальных, проблемных вопросов. Главный среди которых - когда прекратится непродуманная эксплуатация недр Кривбасса?


Публикация в "Домашней газете" за 2008-й год

Мы превратились в обезображенный техногенезом регион
Как и на протяжении предыдущих лет экс­плуатации горнодобывающих комплексов Украины, многие участники научного фору­ма высказывали мысли о том, что сформи­ровался однобокий подход к изучению и до­быче рудного сырья. За 125 лет эксплуата­ции месторождений железных руд Криворо­жье превратилось в невероятно обезобра­женный техногенезом регион степной Укра­ины с характерным рельефом и критичес­ким экологическим состоянием окружаю­щей среды. Только задумаемся: у нас при­родные ландшафты и экосистемы на 70% преобразованы на естественно-техногенные и, по большей части, техногенные.
- Причиной этого является, в первую оче­редь, нерациональное использование мине­ральных ресурсов, - заострил внимание рек­тор КТУ, академик Анатолий Темченко. - За последние десятилетия годовые объемы изъятой из недр и перемещенной горной массы достигли 410-480 миллионов тонн. В отвалах заскладировано свыше 13 милли­ардов тонн вскрышных, скальных пород и некондиционных железных руд, а в шла-мохранилищах - свыше 2 миллиардов тонн отходов обогатительных фабрик. Ежегод­но эта цифра увеличивается на 50-70 мил­лионов тонн.
- К чему это приведет? - ставит вопрос уче­ный и сам же отвечает. - К тому, что уже че­рез несколько лет будем иметь первые чрез­вычайные ситуации техногенно-природного характера с непредвиденными последстви­ями. Кроме того, истощение железорудных месторождений неминуемо приведет к нару­шению экономического и социального поло­жения в регионе из-за закрытия горнодобы­вающих и обогатительных предприятий, что угрожает социальной катастрофой.
Выход из этого сложного социального, экономического и экологического положе­ния, в котором сегодня оказались горнодо­бывающие регионы Украины, - в комплек­сном и бережном, экономически обосно­ванном освоении месторождений. Это даст возможность сберечь существующие инфраструктуры добывающих и перераба­тывающих комплексов, решить вопрос тру­доустройства населения и улучшить эколо­гическое состояние окружающей среды путем существенного уменьшения отходов добывающей и перерабатывающей про­мышленности. Для успешной реализации такой программы необходима научно обо­снованная модель комплексного освоения недр Украины, которая дала бы возмож­ность проводить разработку месторожде­ний с максимальным экономическим и эко­логическим результатом.

Для Кривбасса в первую очередь нужен закон о недрах
Анатолий Темченко отметил, что как для Кривбасса, так и для Украины в целом се­годня как никогда нужен закон о недрах, который мог бы гарантировать устойчивое развитие горнодобывающих регионов, даже после ликвидации и консервирования добывающих и перерабатывающих объек­тов. Основными статьями такого закона должны стать статьи, направленные на обеспечение программ защиты экологичес­кого и экономико-социального состояния регионов за счет пользователей недр.
Сегодня добыча минерального сырья и его переработка проводятся приватизиро­ванными акционерными обществами или отданными в длительную аренду. Прези­дент Академии горных наук Украины Вла­димир Бызов крайне негативно относится к тому, что весь горнодобывающий комп­лекс очутился в частных руках.

Как заставить новых хозяев горнодобывающих комплексов задуматься о том, что происходит в отрасли?
- Руководят сложными производственны­ми процессами футболисты и кавээнщики, - иронизирует профессор. - Они абсолют­но не понимают того, что происходит в от­расли, не вовлекают в научные исследова­ния ученых-исследователей. Им видится только прибыль. А то, что для этого нужно выполнить горно-капитальные работы, за­купить новейшее оборудование, научить по-новому трудиться людей, их часто и гу­сто совершенно не интересует.
В связи с этим, по-видимому, уже при­шла пора на законодательном уровне зак­репить обязанности пользователей недр финансировать научно-исследовательс­кие программы, направленные на изуче­ние недр, совершенствование технологий добычи и переработку минерального сы­рья, минимизацию отходов горнодобыва­ющей и перерабатывающей промышлен­ности, проведение эколого-геологического и маркшейдерско-геодезического мониторингов, развитие альтернативных видов промышленности в регионах; обеспечить проведение прогнозного моделирования экологического и социально-экономичес­кого развития регионов на протяжении эк­сплуатации месторождений полезных ис­копаемых и после их ликвидации; обязать проведение экономического обоснования развития региона при условии использо­вания недр и тому подобное.
В. Вызов также отметил, что все прошед­шие времена горная промышленность ра­ботала на сохранение запасов полезных ископаемых, чтобы и следующим поколе­ниям их хватило. Но об этом не думают новые владельцы предприятий. Им давай сверхдоходы. Не будешь выполнять ука­заний - вылетишь с работы.
- Досадно, очень досадно, что сегодня частные горные предприятия почти никому не подчинены в своей работе, - добавляет он. - А если и подчинены Кабмину, так власть предержащим из-за внутренних передряг в настоящее время не до Крив­басса...

В науку не идёт молодёжь
Профессор Донецкого университета управления Сергей Гребенкин обратил внимание коллег на то, что сегодня в укра­инской науке сложилась крайне негатив­ная ситуация - молодежь практически по­теряла интерес к науке. Не желает учиться в аспирантурах, докторантурах, считая это занятие непрестижным.
- Действительно, в бизнесе можно зара­ботать намного больше денег, - развивает мысль Сергей Семенович. - А вот раньше государство поддерживало ученых. Канди­дат наук зарабатывал по 320 карбованцев ежемесячно, тогда когда начальник участ­ка в шахте - 270. В целом я очень обеспоко­ен тем, что наши ряды заметно постарели. Посмотрите, в любом вузе ведущим препо­давателям уже за 60. Не произойдёт ли ско­ро так, что в вузах некому будет учить и, кстати, некого - учитывая демографическую ситуацию?

Николай Крамаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий