воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Архитектор Георгий Бойко: «Установка памятника святителю Николаю и восстановление Церковной площади - дело не Иванов, не помнящих своего родства»

После развития идеи установления памятника святителю Николаю в Кривом Роге,  вынесения вопроса на  обсуждение архитекторов, художников, творческой интеллигенции, жителей города возникли новые, более интересные задачи, диктуемые и самим местом установления памятника, и историей этой части Кривого Рога. Более того, появилась обоснованная историческая необходимость возрождения самой первой площади - Церковной на улице Никольской (ныне улица Ленина) с идущей от неё улицы Почтовой (ныне проспект Карла Маркса). Об этом и другом беседуем с инициатором установления памятника,  архитектором  Г. Н. Бойко. 
- Георгий Николаевич, расскажите хотя бы кратко, как будет выглядеть памятник святителю Николаю?


- Фигура памятника святителю Николаю Чудотворцу должна быть выполнена канонично, с крестом и открытым Новым Заветом в руках. Опыт создания религиозных памятников - святым, как и произведений монументального искусства, не предполагает иную задачу, стоящую перед художниками, скульпторами и архитекторами. То есть при условной сдержанности скульптор выражает духовное начало реального человека, обретшего святость. Это лик, наполненный силой духа и мудростью, анатомическая правдивость фигуры с преданием характерных физических параметров и черт конкретного человека. Вот то малое, что необходимо достойно вместить в материал (бронзу), создающий образ. А архитектор разумно и убедительно обрамляет предлагаемый объём малыми архитектурными формами (учитывая и окружающую среду) в пространстве. В процессе проектирования уточняются размеры постамента, параметры и детали благоустройства. Именно они дают адресную выразительность и убедительность для характеристики площади, наиболее полно раскрывающую эту тему и его основу, откуда и берёт своё историческое начало Криворожский бассейн.
- Как проектируемый комплекс впишется в историческое место?
- Продолжая проектирование площади в соавторстве с архитектором Евгением Головиным, была представлена топогеодезическая съёмка послевоенных лет этого квадрата в Кривом Роге, где Церковная площадь была не застроена, не превращена ещё в сквер и являлась градостроительной составляющей, в центре которой находилась Николаевская церковь. Их было на одном месте по очереди три - две деревянные и последняя каменная. И первая была поставлена ещё до возникновения почтовой станции Кривой Рог в 1761 году. Вот откуда начался Старый город.
- Известно, что вы встречались с историком Александром Мельником...
- Вместе с архитектором Евгением Головиным и сотрудником краеведческого музея  Кривого Рога Александром Мельником было определено предполагаемое место нахождения храма на площади. Ныне ведутся предварительные переговоры с восточным отделением Реставрации НАН Украины для консультаций, чтобы с нами могли поделиться опытом ведения предреставрационных и археологических изысканий фундаментов церкви святителя Николая (шурфирования, раскопок и т. д.). Мы очень надеемся, что сможем увидеть всё, что скрыто от наших глаз.
- Интересно узнать, в какой мере удастся восстановить прежний вид площади?
- Реликвию, возможно, не удастся восстановить в полном виде. Ведь вблизи находится четырёхэтажное здание Школы искусств.  Но вполне возможно сделать открытой археологию городу, её жителям и гостям, и, может быть, соорудить, как и на фундаментах Десятинной церкви в Киеве, лёгкие стеклянные конструкции, поместив всё это под колпак, создав археологический музей. Скорее всего, получится собрать и восстановить найденные во время раскопок археологические артефакты, которые находятся в ограде церкви и в земле Церковной площади, и поместить их в музеефицированное пространство. Оно может быть также и выделенным, и находящимся под открытым небом. И это, скажу вам, уже дело не Иванов, не помнящих своего родства, о чём с болью повторяет архитектор Евгений Головин, как и то, что завтра уже невозможно будет представить, каким был Кривой Рог в XVIII веке.
- То есть вы уверены, что  пришло время собирать разбросанные камни?
 - Да! В нынешней градостроительной ситуации возможно Церковную площадь объединить с существующим зданием Никольской церкви, а также со зданием кинотеатра Ленина (с предложением перепрофилирования этого сооружения). Вполне возможно сделать более благоустроенную часть площади вокруг места памятного захоронения солдат, освободителей Кривого Рога в Отечественной войне 1941 - 1945 гг.
Подчёркиваю, во всяком памятнике главное - скульптура. Так вот, встречаясь с общественностью Кривого Рога, потенциальными благотворителями, работа нашего творческого коллектива получила поддержку из-за её художественной содержательности, её духовного начала. А ещё - способности остановить идущего прохожего, который бросил пусть случайный взгляд, заинтересовать его, чтобы хотелось подойти ближе. Поймите, скульптура святого - редкое, не частое явление в христианском искусстве (тем более в мирской жизни горожан). Сам скульптурный облик святого обычно отличается от любого другого персонажа (воина, спортсмена, деятеля культуры, политика и т. д.). Именно силой своего духа - тем же, что и присутствует в каноничности икон, идущей от первых времён христианства. Церковное искусство не ставит целью выразить особую внешнюю динамику и эскспрессию фигуры. Наш образ святителя Николая именно тем был выделен, что он духовен, не похож на сказочного персонажа, с которым часто ассоциируется скульптурный Николай-угодник. В наш век скоростей истинное искусство своим содержанием, подлинностью восприятия, действием изнутри способно заставить людей задуматься, объединиться и, может быть, инициировать созидание душ каждого - в себе, своей семье, в своём городе и прекрасной Украине, которая так нуждается в небесной поддержке святых, несущих своё послушание для каждого, кто «зрит и слышит», звать их к молитве в храмы Божьи.

Николай Крамаренко
Фото Сергея Косыгин

Комментариев нет:

Отправить комментарий