четверг, 11 июля 2013 г.

Применение детектора лжи в значительной степени повышает раскрываемость преступлений

На многих предприятиях Кривбасса есть штатные полиграфологи 

Что лучше, горькая правда или сладкая ложь? Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Ежедневно, по подсчетам ученых, каждый из нас говорит неправду минимум четыре раза. Что поделаешь – такова природа человека! При этом мотивы у каждого свои. Иногда правду скрывают, чтобы украсить собственные достижения; порой, чтобы слукавить и не обидеть собеседника. И это даже у некоторых входит в привычку. Но часто говорят неправду из-за страха или желания избежать наказания. В последнем случае правда не всегда лежит на поверхности, а потому и «откопать» её непросто.



Еще в Древнем Китае перед тем, как предъявить обвинение, подозреваемому всыпали в рот горсть рисовой муки. Если мука оставалась сухой, то обвиняемого считали виновным, поскольку от страха разоблачения у человека обычно прекращается слюноотделение.
Распространены детекторы лжи по голосу и по мимике.
История инструментальной детекции лжи берет свое начало с 1877-го года. Тогда с помощью плетизмографа итальянский физиолог Анджело Моссо установил, что предъявление исследуемому стимулов, внушающих страх, отражается на частоте сердечных сокращений. Плетизмограф – это прибор для графической регистрации изменений объема периферического органа или части тела для определения колебаний кровенаполнения сосудов исследуемого органа.
О том, как устанавливать правду с применением современной техники, беседуем с заместителем начальника Криворожского городского управления внутренних дел В.Г. Залужным, прокурором Жовтневого района Ю.В. Бурчиком, с криворожскими экспертами-полиграфологами.


Виталий Залужный, заместитель начальника Криворожского городского управления внутренних дел:


- У нас в штате горуправления милиции таких специалистов нет, однако в Кривом Роге есть люди, которые имеют лицензию на проведение соответствующих исследований. Мы их постоянно привлекаем для работы с нами.
- Как часто вы прибегаете к их услугам?
- В зависимости от необходимости. Приблизительно раз в месяц. В основном по тяжким преступлениям – разбоям, убийствам. Используем услуги полиграфолога в подразделениях следствия и уголовного розыска.
- И какая же эффективность работы полиграфологов? Некоторые утверждают, что применение детектора лжи гарантирует стопроцентный успех в установлении истины.
– Стопроцентных успехов в принципе ни в чем не бывает. Всегда есть доля случайности.
Всё зависит от образования и опыта полиграфолога. Важно исключить ошибки в интерпретации результатов тестирования вследствие предубеждения. Сказываться может предубеждение самого тестируемого, его состояние и возможное противодействие. До шестидесяти процентов информации, полученной с помощью полиграфа, подтверждается и другими способами. 
Сейчас на многих предприятиях есть штатные полиграфологи, которые тестируют людей, которых принимают на работу.  Тут разные вопросы могут интересовать тех, кто принимает на работу – привлекался человек к уголовной ответственности или нет, был ли судим, совершал кражи или нет и прочее.
- Виталий Григорьевич, а законом не запрещено проведение таких исследований?
- Нет, не запрещено. А что не запрещено, то разрешено. К тому же, человек, который должен пройти тестирование, пишет заявление, что он не против подобного исследования. Это добровольная процедура. И если человек не хочет проходить исследование, то заставлять его никто не вправе.
- Каким бы преступником он ни был?
- Да.

Прокурор Жовтневого района Юрий Бурчик



Американская милиция и спецслужбы сразу оценили преимущества первых полиграфов, которые появились у них в начале двадцатого века. В США, в Израиле наиболее активно используют приборы детекции, хотя подобные проверки сегодня проводятся более, чем в семидесяти странах мира. В Украине применение такой техники активизировалось в последние пятнадцать лет.
Касательно прокуратуры Жовтневого района, то у нас не было таких преступлений, чтобы кого-то на полиграфе тестировать.  В милиции детектор лжи рекомендуется к использованию. В нашей его вообще нет.
Применение детектора лжи в значительной мере способствует раскрытию преступлений, но данные, полученные с помощью полиграфа, не представляются в суде в виде доказательства.


Интервью с криворожскими экспертами-полиграфологами, которые «светиться» пока не пожелали


– В криворожской милиции вы работали с детектором лжи? задаем вопрос первому собеседнику.
– Как раз с работы в милиции оперативным сотрудником я и начинал применение полиграфа. Сначала мне как практическому психологу по образованию довелось пройти специальное обучение в Киеве. Дальше начали практиковаться и набивать руку, тестируя сотрудников милиции. Получив опыт, приступил к работе с правонарушителями, совершившими кражи, разбои и убийства. Пока мы не раскрыли с применением детектора лжи убийство, наши оперативники не очень доверяли его эффективности. Если преступление, например, связано с кражей денег, то с применением поисковых тестов можно узнать, где спрятаны деньги, сколько людей совершало кражу.
– Насколько долгим является путь проверки на правдивость с применением детектора лжи?
– Сначала необходимо уяснить, что это за человек, которого нужно тестировать. Например, он тревожно-мнительный человек или уверенный в себе. Есть люди, которые просто бояться тестирования, поэтому изначально ведут себя подозрительно. Полиграфолог должен исключить «ошибку Отелло» и не попасть в «капкан Брокау». Первый случай – это когда человек может сильно переживать не потому, что он совершил преступление, а бояться того, что не сможет доказать свою невиновность. Во втором случае возможна ошибка определения лжи вследствие игнорирования индивидуальных различий человеческого поведения. Важно учитывать многие факторы, в том числе профессию тестируемого и его возврат.
Проверке предшествует длительный процесс синтеза информации из различных источников. Порой нужно лично выезжать на место преступления, чтобы правильно сформулировать клиенту вопросы, грамотно подготовить тесты.
Обязательно проводится беседа, в ходе которой используют фразы, связанные с предметом проверки на истинность. Причастный человек после такой беседы начинает еще больше переживать, а непричастный – в значительной степени успокаивается.
После того, как выбрана нужная методика и составлены тесты, сами тесты «вбивают» для полиграфа. Когда приходит время экспертизы, полиграфолог беседует с тестируемым, задает ему ряд вопросов, уловок. Потом цепляются датчики и происходит тестирование. Полиграф показывает не только, когда человек говорит неправду, но и когда правду. Слово полиграфолога является толчком, а дальше организм человека дает определенную реакцию. Поэтому нужно сделать все так, чтобы это была подлинная реакция на стресс и на определенные вопросы, а не ассоциативная и не реакция на какой-то шум.
Чтобы сопоставить все данные,  обработать полиграммы и сделать отчёт, понадобится не менее 2-3 часов. Так что в течение рабочего дня полиграфолог может протестировать не более двух человек.
– Сегодня в Интернете можно найти множество советов по противодействию полиграфа. Одни рекомендуют перед проверкой не спать, другие – употреблять алкоголь или психотропные вещества,  третьи – использовать болевые приемы и усиливать эмоции при ответе на стандартные вопросы. Удастся такими приемами перехитрить детектор лжи и полиграфолога?
– Часть из этой информации пишут сами полиграфологи для того, чтобы увидеть нужную реакцию и узнать, что человек возможно принял. Однако существуют различные способы противодействия влиянию этих факторов. Первый – это физический способ. Кнопочка берётся под пальчик либо её нужно прикусывать. Есть также датчик тремора, который ставиться под пяточку, и если человек шевельнет хотя бы одним пальцем ноги либо седалищной мышцей, полиграфолог сразу увидит это у себя в полиграмме. Перед тем как пройти тест, рассказываю, что двигаться  во время тестирования нельзя. А почему человек всё-таки двигается? Если у него есть какая-то скрываемая информация, то таким образом испытуемый пытается противодействовать считыванию информации!
Второй приём – это фармацевтическое противодействие. Если полиграфолог предполагает, что испытуемый употреблял какие-либо препараты, то тестированию предшествует беседа в течение часа или полутора часов. За это время часть медикаментов из крови выходит. Если заметно, что испытуемый сидит вялый, то перед тестированием он проходит стим–тест. Это делают для того что бы подстроится к человеческом организму, проверить на сколько он вообще сейчас реагирует. Если все каналы показывают ноль, то сразу напрашивается вопрос, а почему человек принял успокоительные средства? В следующий раз для тестирования его резко выдергивают с работы или отрывают от дел. Часто и в случае принятых медикаментах реакция все равно есть. В полиграмме все данные усиливаются, и полиграфолог видит определенные реакции.
Есть ещё один метод, связанный со съёмом информации через потовыделение человека. Датчики, которые одеваются на пальцы, измерят кожное сопротивление. 
– Насколько безопасно тестирование не полиграфе для человека? И какие категории людей к вам обращаются чаще всего? задаём вопрос второму собеседнику.
– Категорически запрещается тестировать на полиграфе беременных, детей до четырнадцати лет, пожилых людей от шестидесяти лет, всех тех, кто перенес инсульт, инфаркт, имеют заболевания сердца и нервной системы. Также есть небольшой процент людей, которых детектор не в состоянии протестировать вообще. Это больные тромбофлебитом.
Что касается категорий граждан, которые обращаются за услугами пролиграфолога, то кроме правоохранительных органов для раскрытия преступлений, немало банковских учреждений, торговых предприятий и организаций, которые принимая граждан на работу, пользуются услугами полиграфолога.
– Ревнивые мужья или жены пытаются проверять своих половинок на детекторе?
– Было у меня несколько случаев, но сейчас отказался от анализа таких ситуаций.
– А вот что касается личности самого полиграфолога, то это как-то влияет на достоверность методик детекции?
– Чтобы стать полиграфологом мало приобрести детектор и окончить соответствующие курсы. Профессия предполагает наличие глубоких знаний во многих сферах и в науках, в частности в медицине, анатомии, физиологии, психологии общей, возрастной, социальной и криминальной. И даже в  математике! Эксперт должен обладать хорошей памятью, чтобы быстро анализировать ситуацию и ответы. Его внимательность поможет улавливать невербальные реакции человека, который проходит тест. Кроме того, полиграфолог должен всегда быть на стороне правды и обладать высоконравственными качествами и относиться с уважением ко всем, независимо от того, кто перед ним сидит – честный человек или вор.
– А не нарушает ли тестирование с помощью детектора лжи прав человека?
– Тестирование на полиграфе всегда проводится с письменного согласия стороны, которая будет проходить проверку. 
Ирина Крамаренко, Николай Крамаренко


Комментариев нет:

Отправить комментарий