четверг, 18 июля 2013 г.

Стюард Виталий Теличко: "Парить над землёй важно, но куда важнее мягко приземляться!"



Идёт пора вступительной компании в высшие учебные заведения, в том числе и в криворожские. Кем стать, какую профессию избрать, чтобы она была по душе, а работа приносила радость? Подобные проблемы сейчас решают тысячи юных криворожан и их семей. Ведь потом важно не только найти работу, но и получать за её выполнение деньги в таком размере, чтобы можно было содержать и себя, и семью.


Публикация в "Домашней газете"  за 17.03.2013

И если раньше значительная часть выпускников хотела стать юристами и экономистами, то теперь наблюдается спрос и на специальности, связанные с информатикой. С точки зрения получения первого рабочего места, то это перспективно, поскольку в Украине спрос на ІТ-специалистов ёщё растёт. Да и зарплаты у знающих своё дело тоже неплохие. Можно отметить также устойчивый интерес и к профессиям с ореолом романтики – дизайнерам, практическим психологам, переводчикам и преподавателям иностранного языка. Значительно меньше тех, кто хочет стать металлургом, горняком, технологом, учителем математики, химии, труда. Вступительная кампания ещё на полпути, но уже о тенденциях можно говорить. Мы попытались проанализировать, какие профессии выбирают выпускники криворожских школ в этом году по данным сайта vstup.info. 
По состоянию на 15 июля в Криворожский национальный университет подано почти 12 тысяч заявлений, что составляет в среднем 3,7 претендента на бюджетное место. Но данная цифра резко меняется при переходе от одной специальности до другой. Например, на специальность «практическая психология» подано столько заявлений, что на одно бюджетное место приходится 20 претендентов, на право – 36, маркетинг – 10, иностранные языки – 9, менеджмент – 6 человек, на горное дело – 2 человека, 1,5 – на литейное производство.  Не спорим – изучать психологию человека, познавая при этом и самого себя, интересно. Но как нормально устроиться по окончании вуза по этой специальности? Если в школах психолог нужен только на полставки, а в учреждениях по работе с неблагополучными подростками, семьями оклады у молодых специалистов чуть больше тысячи?
Или возьмём к примеру другую специальность – туризм. Все абитуриенты, подавшие документы на подобные специальности, мысленно по дешёвке или бесплатно едут в дальние страны, сопровождая группы туристов, открывают для себя неизведанные миры. В этом что-то заманчивое есть! Иначе как объяснить тот факт, что на направление «туризм» Национального авиационного университета подали заявления 1212 человек, что составляет 80 человек на одно бюджетное место и свыше 8 человек на платное? Или, например, в том же вузе на специальность «социальная работа» конкурс на бюджетное место составляет 28 человек.
А вообще насколько реально устроиться на работу, получив образование, связанное с авиацией в Украине? Попробуем об этом поговорим подробнее. Если судить по криворожской авиации, то очень даже проблематично. В настоящее время из Кривого Рога регулярные пассажирские авиарейсы совершаются в Киев. Планы открыть другие рейсы пока не осуществились – не настолько богато у нас население! В Киев авиаперевозки осуществляет авиакомпания «Мотор-Січ» самолётами Як-40. В утренний рейс самолёт отправляется из аэропорта Лозоватка в 7.30, а уже через пятьдесят минут совершает посадку в киевском аэропорту. Казалось бы, что очень быстро. Но, учитывая протяжённость нашего города и пробки в час пик по дороге в Жуляны, то время, за которое можно попасть в столицу не такое и короткое. Криворожские городские власти не столь давно заверяли журналистов в том, что на «АрселорМиттал Кривой Рог» и в «Метинвесте» посчитали разницу, и оказалось, что более выгодно летать в столицу самолётом, чем ехать наземным транспортом. С последним трудно согласиться рядовым криворожанам, которых большинство. Ведь цена билета в столицу в оба конца составляет 1360 гривен, что на тысячу гривен больше, чем поездка в купейном вагоне. Возможно, стоит сопоставлять эти суммы с зарплатами и пенсиями рядовых горожан. Ведь местный аэропорт содержат все городские налогоплательщики, и деньги из городского бюджета под это дело тратятся миллионами гривен. А используют данный вид транспорта высокооплачиваемые единицы.
Но вот Министерство образования считает, что авиационное дело в Кривом Роге и в Украине на подъёме, и специалисты по обслуживанию авиаперевозок и авиатранспорта стране нужны. Об этом судим по цифре выделенных криворожскому колледжу Национального авиационного университета количеству бюджетных мест: 200 для получения специальности «младший специалист» на основании девяти классов и 150 на базе полного среднего образования. По результатам на vstup.info видим, что окончившие девять классов все бюджетные места уже разобрали. А те, кто поступает на базе 11-ти классов, ещё выжидают они перспективу устроиться в дальнейшем на работу взвешивают более серьезно.  
Наши корреспонденты поговорили с одним из выпускников этого учебного заведения, ныне обладателем профессии «бортпроводник». Принято считать, что профессия стюарда или стюардессы – мечта романтиков по всему миру, а ритм и стиль жизни – полет, овеянный ореолом загадочности. Действительно ли такими безоблачными являются рабочие будни на высоте десятков тысяч метров, как принято считать?
О том, легко ли быть бортпроводником авиакомпании, которых на сегодняшний день в Украине больше полсотни, корреспонденты «ДГ» расспросили криворожанина Виталия Теличко, бортпроводника компании международных авиалиний Украины.
– Бортпроводник – лицо авиакомпании, от его профессионализма зависит репутация предприятия на международном рынке, спрос на услуги и прибыль, поэтому персонал, который будет представлять компанию, подбирается очень тщательно, – объясняет Виталий. – Прежде чем получить работу, я участвовал в конкурсном отборе, где на одно рабочее место претендовало до двух десятков человек. В итоге сформировали группы по 12-13 человек, и мы ещё два месяца усиленно обучались. Это должны быть коммуникабельные, дипломатичные, толерантные, эмоционально- уравновешенные ребята до 25-ти лет. Они должны знать авиадело, владеть несколькими языками и быть здоровыми.
– И какое же главное препятствие было на пути?
– Медицинская комиссия – первый серьезный барьер, который отсекает половину желающих выбрать профессию. В бортпроводника должно быть отличное зрение, слух, четкое произношение без дефектов, соответствующий рост и вес, отсутствует склонность к простудным заболеваниям, устойчивый вестибулярный аппарат и нормальное давление. Ведь во время работы им придется постоянно менять часовые пояса, климатические зоны, температуры, работать как днем, так и ночью. Если все этапы проверки на профпригодность будущий бортпроводник проходит успешно, только тогда его ждут двухмесячные курсы в учебно-тренировочном центре авиакомпании.
– И что самое важное, что нужно знать и уметь бортпроводнику?
– Введение в профессию начинается с доведения до автоматизма умения будущих стюардов и стюардесс пользоваться аварийно-спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся эвакуировать через надувной трап, открывать двери.
В обязанности бортпроводника на авиасудне входит проверка ремней безопасности и салона самолета, разъяснения пассажирам поведения во время полета, раздача напитков, еды, уборки в салоне и оказания первой медицинской помощи в случае необходимости. Стюард или стюардесса - это выносливый, психологически закаленный человек, который может быстро абстрагироваться, готов действовать даже при разгерметизации, аварийной посадке, пожаре, угрозе теракта. Это и медсестра, психолог, официант и спасатель в одном лице. Чтобы работать над облаками, бортпроводники должны забыть, что такое страх. На такой высоте чувства людей обостряются, и каждые волнения стюардессы могут передаться пассажирам. После некоторых рейсов приходится несколько дней отходить. Из-за сложности работы сотрудники авиалиний выходят на пенсию в 45 лет.
– И всё же, в чём романтика профессии? Где удалось побывать?
– Как видите, пока что речи о романтике не было, – улыбается Виталий. – На борту «Боинг-737» за год удалось облететь почти всю Европу, побывать в Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Израиле, Грузии, России. Ты постоянно путешествуешь. Но если прилет происходит в транзитном аеропорту, то стоянка самолёта примерно часа полтора, так как в аэровокзале ждут другие пассажиры, дабы улететь назад. Ровно столько времени ожидаем, чтобы хватило уборщикам привести все в порядок. Но есть страны, в которые бывают, так называемые, засылки. Тогда есть время побыть в этой стране, потому что или не все документы подготовлены, или не набрано соответствующее количество пассажиров. Случаются спецрейсы при перевозке наших ведущих футбольных клубов на сборы в Европу. В такие рейсы обычно берут стюардов. Бывает, что рейс дня на 3-4 задерживают. Но, как правило, прилетаем и сразу улетаем. И получается как один небольшой рабочий день. Только ты слетал уже за тысячи километров!
Профессия бортпроводника, это не только сплошная романтика, возможность увидеть мир, но и большая ответственность, нагрузка и испытание для здоровья. Однако, несмотря на все трудности, интересная профессия продолжает привлекать возможностями сотни, тысячи желающих.
Желаем криворожанам, которые решат проблему «кем стать», не ошибиться в собственном выборе. А успех в любом деле найдёт тех, кто трудится и усовершенствуется!
Татьяна Крамаренко

        



Комментариев нет:

Отправить комментарий