воскресенье, 30 декабря 2012 г.

Полузащитник ФК «Кривбасс» Младен Бартулович: «Что поделать, это футбол. Побеждаем - “Молодцы!”, проигрываем - “Ганьба!”»





25-летний футболист «Кривбасса» хорват Младен Бартулович, пожалуй, один из самых авторитетных и любимых игроков в среде болельщиков главной команды нашего города. Даже в нынешние провальные для футбольного клуба времена его почти что боготворят и вывешивают на стадионе большой плакат с надписью: «Младен, эта команда нуждается в вас! Вы - её сердце!». Ни об одном футболисте так не отзываются болельщики-ультрас. Вчера Младен был гостем редакции «Домашней газеты» и с удовольствием ответил на вопросы журналистов.


- Дорогой друг, мы, журналисты «ДГ», также твои болельщики. Немного расскажи о своём детстве. Интересно, как в Хорватии попадают в большой футбол?
- Родился в Югославии, в Боснии. Жил там с родителями в посёлке до трёх лет, пока не началась война. Маму зовут Ката, отца Блажко. У меня есть два старших брата - Горан и Сыниша. Один тоже занимался футболом, но потом другая работа затянула. Второй брат не занимается футболом про причине болезни.  Но он - «футбольная энциклопедия».
Когда началась война, наша семья переехала в Хорватию и поселилась возле города Сплит. Там я и начал гонять мяч. Далее было несколько лет жизни в Германии - отец работал там в строительной фирме. Потом мы снова вернулись на родину, и я продолжил заниматься в школьных футбольных клубах. Примерно в 12 лет меня заметили тренеры команды «Хайдук» и предложили поиграть в более престижном клубе. Около восьми лет играл в школе «Хайдук», в 17 дебютировал в основной  команде. Заметили, возможно, потому, что много забивал голов. Был и форвардом, и полузащитником. А может, оценили за сильные удары, точные передачи.
- Младен, помнишь, благодаря кому попал в большой футбол?
- Конечно же. Это талантливый футболист, а позже тренер Слишкович. Он дал мне шанс, и я целый сезон играл за знаменитый «Хайдук», в том числе благодаря ему мы стали чемпионами Хорватии. Мне тогда и 19 не было.
- По ногам часто били?
- Тяжёлые травмы меня миновали. Это везение, хороший фактор, ведь отсутствие травм у молодого футболиста не останавливает его развитие. Но сам футболист не должен успокаиваться, а работать, работать…
- А как нужно работать над собой?
- Постоянно тренироваться. Я в детстве с командой тренировался, а после этого с друзьями шёл играть, отрабатывать удары. В школу ходил - на переменах футбол. После школы - тоже футбол.
- Интересно, тебя сравнивают с какими-то футболистами-звёздами?
- Ну что вы, какая же я звезда? Просто футболист, воспитанный в Хорватии.
- Многие задаются вопросом: почему у вас такой сильный футбол?
- Потому что у нас в стране вообще много талантливых людей. Но думаю, что ещё и потому, что у нас много футбольных полей. Наши школьники намного больше играют в футбол,  чем в Украине. У нас очень сложно найти свободную площадку, чтобы мячик погонять.
- А как ты попал в Украину?
- Когда играл за команду «Хайдук», меня привлекали в молодёжную сборную. А за нашей молодёжкой все футбольные страны пристально следят. Вот я и приглянулся разведчикам из «Днепра». В 19 меня туда продали.
- А в «Хайдуке» не хотелось оставаться?
- Ситуация в хорватском футболе не такая, чтобы там долго задерживаться. Чемпионат не очень сильный. Тех ребят, которые играют сезон - два, стараются продать. Клуб «Хайдук», который очень богат в плане истории, намного беднее «Днепра» по финансам и живёт исключительно от продажи футболистов.
- Вот почему хорваты играют в России, Польше, Германии, Англии, Испании.
- В России, например, Плетикоса - первый вратарь сборной команды, ещё Чорлука, который тоже постоянно играет в сборной. А мой земляк Билич - тренер российского «Локомотива». В Германии блестяще играет Манджукич - форвард «Баварии».  В Испании - Ракитич, Модрич. Кто играет в Украине, вы и сами знаете. Я, когда играл за сборную, также встречался со знаменитостями. В тренерском штабе работали Билич, Асанович. С этими людьми было очень приятно работать.
Визитка
Младен Бартулович родился 5 октября 1986 года. Начал выступать за клуб «Хайдук» (Сплит). В сезоне 2004/2005 с клубом выиграл чемпионат Хорватии. Летом 2006 года перешёл в клуб «Днепр» (Днепропетровск). В чемпионате Украины дебютировал 26 июля 2006 года в матче «Днепр» - «Металлург» (Донецк). С 2008 по 2010 год выступал за «Кривбасс» на правах аренды. Сезон 2010/2011 начал в качестве игрока киевского «Арсенала». В первом же матче за новую команду забил гол в ворота запорожского «Металлурга». Был членом молодёжной сборной Хорватии. В отборочном цикле ЧЕ-2006 (U-21) провёл 5 матчей, забил 1 мяч. В сборной Хорватии провёл один матч. Сегодня - полузащитник клуба «Кривбасс».
- Мне кажется, хорватский футбол не жёсткий сам по себе. А ты как считаешь?
- Это правда, в Украине футбол жёстче, чем в Хорватии. Но у нас более техничный. А вот скорости в украинском футболе выше.
- Что тебя с ранних лет толкало всё время идти вперёд? Тренеры, болельщики, эмоциональные девушки?..
- В Хорватии все болельщики - страстные (улыбается). Очень страстные. Но я вам скажу образно:  для футболиста очень плохо, когда его постоянно гладят по плечу. Футболисту приятно, но на самом деле сильно вредит. Вот тут важно, чтобы у него срабатывала самокритика, и тогда голова не закружится.
- А как получилось, что ты из «Днепра» попал в «Кривбасс»?
- Это было при Протасове, кстати, очень сильный тренер. После зимнего перерыва в команду пришло девять новых футболистов, сложно было попасть в основной состав. Мне и предложили перейти в «Кривбасс», который возглавлял Таран. При нём я выступал полтора года. Потом опять вернулся в «Днепр» и на сборах получил травму. Прямо со сборов улетел в Германию на операцию. Восстановление затянулось. Вернулся в «Днепр», когда команду тренировал уже Бессонов. Он на меня очень рассчитывал. Поддерживал, говорил, что хочет, чтобы я играл. И я старался, но чувствовал, что стал слабее без игровой практики. И вот тогда Таран снова предложил мне вернуться в «Кривбасс».
- Ты ещё играл за «Арсенал». Привыкаешь к кочевой жизни?
- Быстро. Жизнь такая стремительная. Нескучно - на новых местах новые люди, новые знакомства. Многому научился и благодарен за уроки сильным украинским игрокам Назаренко, Ротаню, Гусеву…
- В «Кривбассе» чувствуешь конкуренцию?
- Нет. Самая большая конкуренция была в «Днепре». Но для успеха она очень нужна. Когда собрано много хороших футболистов, приходится больше стараться, чтобы становиться лучше. А если конкуренции нет и футболист чувствует, что он будет по-любому играть, - это плохо. И для него, и для команды.
- Младен, «Кривбасс» для тебя в Украине, пожалуй, самый родной клуб. Мы тут подсчитали, что уже в нынешнем сезоне ты сыграешь сотый матч за эту команду.
- И я этим коллективом, болельщиками очень дорожу. В первом круге прошлого сезона мы хорошо выступали и на матчи с нами приходили по 10 тысяч криворожан. А на поединке с «Шахтёром» стадион был полностью заполнен. Это дало нам дополнительный настрой, мотивацию. Приятно играть, если на стадионе двадцать тысяч. Хотелось бы, чтобы больше людей ходило на игры «Кривбасса».
- Так нужно же выкладываться, чтобы вас поддерживали. А то матч с запорожцами выигрываете со счётом 5:0, а следующему сопернику - донецкому «Металлургу»  проигрываете 6:2. В чём причина таких перепадов?
- Может быть, это случилось потому, что расслабились после хорошего результата. А так не должно быть. Нужна стабильность. И мы будем стараться, чтобы болельщики нам скандировали «Молодцы!», а не «Ганьба!».
- Не так давно на стадионе «Металлург» висели плакаты: один с матерщиной, а другой в твою поддержку. Последний появился после твоих откровений с болельщиками. Ты сказал, что у команды нет цели, она никому не нужна. Что заставило произнести эти слова?
- Мне не хочется об этом говорить. Неприятная история получилась. И для меня тоже. Многим не понравилось это высказывание.
- Это был эпизод разногласия?
- Это эмоции после игры с «Таврией», когда нас судья прямо уничтожал. Издевался над нами. После игры меня переполняли неприятные эмоции. И поэтому не надо мои слова воспринимать буквально.
- Можно себе представить, что вам говорит после таких перепадов в игре эмоциональный Олег Таран...
- Ему, прежде всего, неприятно проигрывать, а он знал времена, когда команда была в тройке лидеров национальной лиги. Но я вам скажу, что он не более эмоционален, чем Максимов. Это и понятно, Максимов помоложе и проявляет больше эмоций. А Таран хотя и сдержанней, но сильно за команду переживает.
- Когда вы, футболисты, выходите на поле, сразу чувствуете, что соперник сильнее?
- Даже не выходя на поле понимаешь, что «Шахтёр» сильный. Но порой мы тоже ведём игру. Всё зависит от настроя, нашего и их. Бывает, что и «Динамо» не настроится на «Кривбасс» и долго с нами мучится. А мы не раз доказывали, что со всеми командами можно превосходно играть.
- Ну а теперь расскажи о своей внефутбольной жизни. Девушки-болельщицы не достают?
- Нет, я же полтора года как женат. У нас с Наташей (Наталья Башкирова, дочь известного украинского футболиста середины 80-х годов Сергея Башкирова, который в составе днепропетровского «Днепра» за 5 лет стал чемпионом, серебряным и дважды бронзовым призёром чемпионата СССР и обладателем кубка СССР, нынче помощник главного тренера «Кривбасса» - Авт.) уже есть ребёнок - дочка Николина, ей четыре месяца. Всё свободное время провожу с ними. Наташа по образованию юрист, сейчас досконально изучает хорватский язык.
- Как ты познакомился с Наташей Башкировой? Через её отца?
- Ну что вы. Её отец только через полгода узнал, что мы встречаемся. А познакомили нас общие знакомые. В день рождения Наташи я подарил ей кольцо и сказал, что хочу, чтобы она стала моей женой. Свадьба, на которой было около 250 гостей, проходила в Сплите по хорватским  обычаям, присутствовало большинство хорватских и украинских футболистов. Семейные отношения строим на доверии друг к другу. Раньше, когда у нас не было дочери, мы жили в Кривом Роге,  Наташа посещала все игры.
- Часто видитесь с семьёй?
- В выходной. Он в неделю один. Хотя бывает, что и по три недели выходных нет.
- Для вас пиво и водка - это нарушение режима?
- Мы же профессиональные спортсмены, и эти напитки недопустимы. Я также не курю. Вино нравится больше других напитков, но я его употребляю только по праздникам. А вот украинский борщ и вареники с картошкой очень люблю. Это знает жена и готовит их.
- Ты живёшь в Днепропетровске, как добираешься на игры и тренировки в «Кривбасс»?
- Мы с ребятами, которые тоже живут в Днепропетровске, ездим вместе на машинах.
- Сложно находиться всё время под надзором тестя-тренера?
- Непросто.
- Где бываешь в Кривом Роге в свободное время?
- В теннис играю, в кафе с друзьями хожу. Очень понравилась поездка на комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог». Интересно было посмотреть, как варят сталь. И услышать пожелания болельщиков-рабочих.
Николай Крамаренко

Так написали болельщики «Кривбасса» Младену Бартуловичу...


...так ответил им футболист на страницах «ДГ»

Комментариев нет:

Отправить комментарий