воскресенье, 30 декабря 2012 г.

Воссоздатель древних храмов



Живёт в Кривом Роге замечательный художник и мастер с большой буквы Георгий Михайлович Кузьменко, создатель макетов северного деревянного зодчества Руси.
Когда смотришь, без преувеличения, произведения искусства, погружаешься в уникальный, уже почти
исчезнувший мир Древней Руси. Корреспонденты «Домашней газеты» побывали в гостях у нашего земляка
и насчитали в его коллекции более 30 работ. В неё входят избы, надворные постройки, мельницы, культовые сооружения (церкви, часовни, колокольни), среди которых также находятся макеты не сохранившихся до наших дней памятников старины.



Публикация в «Домашней газете»  20.06.2012 15:24
У Г. М. Кузьменко очень богатая биография. Родился на острове Итуруп (Курильская гряда), в посёлке Рейдовый Сахалинской области. Детские и юношеские годы провёл на Черкасчине. Выучился в Днепропетровске сначала на столяра-плотника, а потом в Приднепровском энергостроительном техникуме на  факультете «Промышленное и гражданское строительство». Работал на стройках Днепропетровщины,  параллельно вёл кружок в Доме пионеров. В 1988 году закончил Криворожский педагогический институт (факультет ОТД). С 2005 года проживает в Кривом Роге, работает в школе № 90 учителем трудового обучения.
- Георгий Михайлович, не терпится спросить, как вы пришли к созданию таких красивых и сложных макетов культовых сооружений?
- Всё просто. Однажды на детской площадке я увидел кем-то сделанную избушку, взял в руки бумагу, карандаш и зарисовал чертёж. Потом сделал по этому чертежу свою избушку и подарил жене в день рождения дочери. Пожалуй, с этого момента у меня и началась работа с деревом. Правда, до этого я делал маленькие мельницы. Но это были изделия моей фантазии. Картинку смотрел и делал. А вот нынешнюю коллекцию начал делать с 1981 года, после поездки в Архангельск. Всё началось с того, что я увидел на обложке журнала «Наука и жизнь» часовню из деревни Федоровская, которая находится в музее под открытым небом в селе Малые Карелы под Архангельском, и необычайно восхитился ею. А в то время у меня как раз был отпуск, и я не раздумывая взял билет на самолёт в  Архангельск, чтобы воочию увидеть творение. Прилетел, а там уже зима - сантиметров 50 снега лежит. Сосны белые, а рядом церкви, колокольни, дома, амбары. Всё переливается в солнечных лучах. И колокольный звон идёт. Я стоял как заворожённый в этой неописуемой красе. Стоял и слушал, бродил там допоздна, кстати, темнеть там начинает уже в три часа. Словом, впечатление было неописуемое. Дали мне тогда чертёж мельницы, амбара, часовенки и говорят: «Сделаете это, пришлёте нам фотографии, а мы тогда пришлём и другие чертежи». На следующий год я опять поехал в Архангельск, показал фотографии своих работ. Им понравилось. Так я получил зелёную дорогу в архив. Сколько мог, столько и перекопировал чертежей. При том, что тогда не было ксероксов. На кальку перерисовывал. Целую неделю с утра до вечера сидел в архиве. Вскоре мне уже захотелось увидеть храмы воочию. Лечу в Кондопогу смотреть на Успенскую церковь, потом в Карелию, чтобы лицезреть Покровскую, Преображенскую церкви - фотографирую, знакомлюсь с чертежами. Чувствую, что не хватает знаний. Покупаю дорогие книги и черпаю оттуда много ценной информации, особенно из изданий Ушакова. Кстати, именно по этой книге заканчиваю создавать храм, который в действительности уже не существует.
- Пожалуй, в этом уникальность и ценность вашей коллекции? Ведь так?
- Да, это так. Я делаю макеты храмов, которые уже не существуют. Например, церковь Михаила Архангела и Ильинская церковь до наших дней не сохранились. Эти храмы находились в Мезенском районе Архангельской области. В 1936 году церковь Михаила Архангела сгорела от удара молнии. А потом была разобрана и Ильинская церковь вместе с колокольней. Но горжусь, что весь этот чудный ансамбль я создавал по чертежам.
Есть у меня ещё уникальная работа. Предыстория её создания такова. Когда-то в одном из районов Якутии бушевала чума. Весь посёлок вымер. Одна церковь в целости осталась. Её разобрали и перевезли в Иркутск, в музей под открытым небом. Шедевром является и Успенская церковь из села Кондопог.
- А вот ещё часовенка из Архангельской области, - продолжает экскурсию наш гид, показывая на свою рукотворную красу. - Правда же, смотрится изумительно? А она такая и в действительности. А вот хозяйственные помещения сельского человека, который сам жил когда-то в Архангельске. В доме могло находиться несколько семей, поэтому он такой большой. Со временем дом становился богаче. Обратите внимание на помещение, в котором мололи зерно, рядом зерносушилка. Эти помещения из Архангельской области.
Вот церковь из села Архангельской области, где прошло детство великого деятеля эпохи Просвещения Михаила Ломоносова. Чудный храм! А вот исчезнувший храмовый ансамбль села Шуерецкое Беломорского района Карелии. Этот комплекс существует только у меня в макетах. Каждую лущинку отдельно вырезал и наклеивал. Если пристальней присмотритесь, то заметите, что деревянные постройки все были разными, всегда чем-то отличались. Одной постройке, с виду такой же, присущи какие-то другие элементы. Тому примером может служить колокольня из деревни Кушерека Онежского района Архангельской области. Она находится в музее под открытым небом. Или Ильинская церковь, которая на данный момент не сохранилась. Нынче я работаю над завершением храмового ансамбля, который, увы, тоже не сохранился.
- Сколько времени уходит у вас на создание макетов старинных русских церквей?
- Прошу посмотреть на прекрасный Успенский собор, знаменитую Покровскую церковь Кижского погоста Карелии, из этих же краёв Преображенская церковь. Так вот на сооружение макета этой церкви у меня ушло знаете сколько материала? Около тридцати тысяч деталей. Делал я его больше года, а точнее год и два месяца. Правда же красивая? Эту церковь можно увидеть во всех моих буклетах.
- И все детали - ручная работа?
- Исключительно ручная, кропотливая, монотонная. За многие годы свой труд усовершенствовал. Изготовил специальные инструменты, на балконе у меня мини-цех с миниатюрными циркуляркой, фрезерными станочками, дрелями… С помощью и этих механизмов я на кухне мебель сделал из дерева, дочери кровать. Да и другую мебель.
- Но этот труд требует неимоверного терпения!
- У меня оно есть, если вожусь с макетами. А вот сидеть часами у реки с удочкой терпения не хватает.
- Читатель, естественно, задаст вопрос: а почему Архангельская область? Россия? А в Украине ничего не нашлось, чтобы вас за душу зацепило?
- Почему же? Мои воспитанники кружка художественной обработки древесины центра детского и юношеского творчества «Дружба» Володя Зайцев и Саша Солонинкин сделали макет Шелестовской церкви в Ужгороде. Они за это творение даже получили на городской выставке призовое место. Ещё мы делаем макет храма Святой Татьяны, что напротив Саксаганского райисполкома. Также интересная вышла у них работа и из комплекса Пирогово, что под Киевом - миниатюрная мельница. В школе есть музей детских работ, в котором насчитывается более 160 экспонатов. Так что украинская тема у меня вскоре будет превалирующей. Ведь я люблю свою Родину и несказанно дорожу ею, её культурой и мастеровыми людьми.
Фото Сергея Косыгина

Ирина и Николай Крамаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий