пятница, 28 декабря 2012 г.

Криворожская художница-аниматор Лариса Повх: «Песочная анимация - искусство, которое даже больных детей лечит»


 В канун Нового года мы побывали в гостях у талантливой художницы, влюблённого в искусство человека Ларисы Повх. Прежде чем послушать увлекательный рассказ о необыкновенном направлении в искусстве - песочной анимации, мы искренне поздравили Ларису Фёдоровну с новым успехом. Буквально на днях её одарённая ученица Дарья Грибок презентовала свои умения в песочной анимации на творческом конкурсе «Крок до зірок» и заняла второе место.


Фото Сергея Косыгина  и Ирины Крамаренко








Визитка:
Лариса Повх. Образование высшее - Харьковский художественно-промышленный институт (нынче Академия искусств и дизайна). Учитель учебно-воспитательного комплекса «Криворожская специализированная  школа І - ІІІ ступеней с углублённым изучением иностранных языков». Ранее работала художником-дизайнером, так как по специальности  художник-конструктор (дизайнер). Много читает, рисует,  интересуется новинками кинематографа. Знает французский. Очень любит заниматься с детьми, потому что видит в них результат своего труда.
Победитель городского, областного и номинант Всеукраинского конкурса «Учитель года-2011» в номинации «Изобразительное искусство».
Сын Август.
- Я  несказанно  рада за свою маленькую ученицу. Она ещё только третьеклассница, а такой успех! С Дашей мы уже выступали на городском фестивале «Весна Руданы» с песочной анимацией, где композицию выполняли в две руки. Есть планы очень интересные, пока это секрет. Пожелайте нам удачи!
- Конечно же, Лариса!
- Если  кратко рассказывать об истории появлении  песочной анимации, то, пожалуй, надо начать с того, что всякое искусство начинается с риска и эксперимента. Именно так возник оригинальный и интересный жанр - песочная анимация. Первопроходцем в бесконечно прекрасном и непредсказуемом мире песочного шоу полвека назад стала канадская художница-мультипликатор Кэролайн Лиф. Популярность и признание ей принесли мультфильмы «Петя и серый волк» и «Сова, женившаяся на утке». Не отставали от своих зарубежных коллег и советские супруги-аниматоры Владимир и Елена Петкевич. Они создали популярную «Сказочку о козявочке».
Скажу, что значительных успехов в популяризации песочной анимации достиг венгерский аниматор и режиссёр Ференц Чако, который посвятил этому искусству более 30 лет, его короткометражка на космическо-антропологическую тематику была номинирован на «Оскар». В настоящее время песочная анимация приобрела огромную популярность. Песком рисуют картины, которые заслуживают, чтобы их назвали шедеврами, снимают клипы и фильмы, также в Москве создан Театр песка, который погружает зрителей в удивительный и безграничный мир sand art.
- А в Украине, как известно, это направление искусства стало стремительно распространяться и развиваться после победы художницы из Евпатории Ксении Симоновой в телевизионном шоу «Україна має талант».
- Совершенно верно. Ксения показала, как лёгкий песок легко может ложиться на стекло, а изображение с помощью диапроектора или световой доски передаваться на экран. Она создаёт песочные картины руками, иногда использует щёточки и кисточки. Чаще темами песочных произведений у неё, да и у меня, становятся любовь, борьба добра и зла, создание Вселенной. Люблю создавать композиции с философским смыслом.
- Вы единственная в Кривом Роге художница, работающая в таком непростом жанре. Ваши песочные короткометражки авторские, выполнены вживую, захватывают и вдохновляют всех, кто хотя бы раз имел возможность оценить ваше творчество.
- Да, на сегодняшний день это творчество в нашем городе я пытаюсь развивать одна. Если говорить в целом, то я за стремление творить благодарна, прежде всего, преподавателям своего вуза, где нас, студентов, заставляли развивать фантазию и наполнять прекрасным даже обыденные вещи, ведь искусство не имеет границ, и настоящий художник сможет рисовать чем-либо на любой поверхности. Этими материалами для меня сначала стали рис, соль, кофе и манная крупа.
После окончания академии работала дизайнером, потом, в силу сложившихся обстоятельств, когда Август пошёл в первый класс,  я вместе с ним пошла работать в школу. Стала готовить  малышей в первый класс, занимаясь по методике Монтессори, где одним из главных способов развития мелкой моторики у ребёнка было и есть рисование разными  материалами -  манной крупой, рисом, солью, кофе. В то время применяла манную крупу, но потом, чтобы детям было интересно, я делала цветную соль (мелками закрашивала). Детям было очень интересно, они её считали волшебной. Я даже не могла представить, что это будет в дальнейшем песочная анимация. И было это около 14 лет назад.
С годами я сделала вывод: лучшим материалом для анимации всё-таки является песок. Однако не весь, только очень мелкой фракции. Идеалом стал вулканический, хорошо подходит и песок со Средиземного моря. Пробую рисовать анимации, используя песок, привезённый друзьями из Кубы, Италии, Арабских Эмиратов. Мои друзья, если куда-то едут, обязательно привозят мне для пробы немного песка. Я им очень благодарна за внимание.
- И всё же, на чём основывается технология вашего творчества?
- Да, собственно, на всем известных принципах, ведь я не первая в мире, кто так рисует. К примеру, в Арабских Эмиратах талантливо  рисуют, в России, Израиле. Всё заключается только в специально приспособленном для этого столе и идеальном песке. Ни для кого не секрет, что ещё  первобытный человек ходил по песку, оставляя свои отпечатки, от других предметов, разглядывал их. Значит, что-то в этом было. Поэтому ребёнок, играя в песке, трогая его, развивает мелкую моторику. Своеобразная арт-терапия приводит к тому, что ребёнок развивается. Это в плане методическом. Также для меня песочная анимация - это искусство, с помощью которого можно создавать анимационные фильмы, клипы.
- Особенно впечатляет ваша анимация «Сотворение мира» - такая необычная, нестандартная.
- Мне захотелось анимировать эту необычную тематику: как создавался мир, этапы, начиная с того, как ангел появился на небе, и подойдя к седьмому дню, когда мы отдыхаем. Семь дней воспроизвела в рисунках, где один переходит в другой.
Повторюсь: чтобы научиться создавать песочные анимации собственноручно, аниматор должен уметь хорошо рисовать, быть профессиональным художником. Также важно, чтобы рисунок переходил в рисунок, а истории из песка оживали, необходимо обладать режиссёрским талантом, а значит развитой фантазией, образным мышлением, интуицией и логикой. Важнейшей в этом искусстве является мысль, которую художник должен донести зрителям.
Собеседница говорит, что внутренние качества художника, эмоции влияют на создание анимации, также важна и музыка.
- Она помогает художнику, вдохновляет и помогает.  Опускаешь руки в тёплый песок - и уже не видишь зрителей, ничего не слышишь, полностью погружаешься в мир песочной истории. В этом есть своеобразная философия. Вообще я считаю, что песок несёт философскую ноту. А музыка очень эмоционально на меня действует. Анимация - это не просто становишься и рисуешь песком, да, можно импровизировать, но серьёзные вещи создаются иначе. Сначала рождается сюжет, его я фиксирую на бумаге в картинках, иногда придуманные сюжеты не могут реализоваться на песке, это как негатив фотографии. Я на бумаге рисую чёрным карандашом. А здесь наоборот: свет подсвечивает снизу, поэтому я сначала высветляю.
Завораживаешься, когда смотришь картины из песка, написанные Ларисой Повх под музыкальное сопровождение. Они создают ореол загадочности, уникальную магическую ауру, философию, которая пронизывает и пленит. Ты понимаешь, что находить общий язык с необычным художественным материалом аниматору очень и очень непросто. И отмечаешь: она действительно одарённая, настойчивая, сильная, потому и пришёл к ней успех.
Ларису приглашают на концерты и городские праздники, где в зависимости от мероприятия она воплощает соответствующую тематику.
Не утаила гостья «Домашней газеты» и того, что арт-терапия в Харькове положена на коммерческую основу, а во Львове лечат детей, больных ДЦП. Когда малыши касаются песка, у них раскрываются нотки, которые способствуют выздоровлению.
- Я не могу останавливаться, - улыбается Лариса. - Мне кажется, что каждый мой шаг, каждая анимация - это путь к развитию, к чему-то новому. В моей жизни это направление настолько лирическое, настолько лёгкое, душевное и успокаивающее. Когда я творю, получаю огромное наслаждение - вы даже не можете представить, сейчас я без этого не могу жить и чувствую себя востребованной.
Песочную анимацию, как спектакль в театре, невозможно сыграть одинаково дважды. Каждый образ является уникальным и неповторимым. Поэтому герои песочного фильма каждый раз смотрят со стола на своего создателя новым взглядом и вместе с ним переживают счастливые и грустные мгновения жизни.      

Татьяна Крамаренко совместно с Ириной .



Комментариев нет:

Отправить комментарий