В канун Нового года мы побывали в
гостях у талантливой художницы, влюблённого в искусство человека Ларисы Повх.
Прежде чем послушать увлекательный рассказ о необыкновенном направлении в искусстве - песочной анимации, мы искренне
поздравили Ларису Фёдоровну с
новым успехом. Буквально на днях её одарённая ученица Дарья Грибок презентовала
свои умения в песочной анимации на творческом конкурсе «Крок до зірок» и заняла
второе место.
Лариса Повх.
Образование высшее - Харьковский художественно-промышленный институт (нынче
Академия искусств и дизайна). Учитель учебно-воспитательного комплекса
«Криворожская специализированная школа І - ІІІ ступеней с углублённым
изучением иностранных языков». Ранее работала художником-дизайнером, так как по
специальности художник-конструктор (дизайнер). Много читает,
рисует, интересуется новинками кинематографа. Знает французский. Очень
любит заниматься с детьми, потому что видит в них результат своего труда.
Победитель
городского, областного и номинант Всеукраинского конкурса «Учитель года-2011» в
номинации «Изобразительное искусство».
Сын Август.
- Я
несказанно рада за свою маленькую ученицу. Она ещё только
третьеклассница, а такой успех! С Дашей мы уже выступали на городском фестивале
«Весна Руданы» с песочной анимацией, где композицию выполняли в две руки. Есть
планы очень интересные, пока это секрет. Пожелайте нам удачи!
- Конечно же, Лариса!
- Если кратко
рассказывать об истории появлении песочной анимации, то, пожалуй, надо
начать с того, что всякое искусство начинается с риска и эксперимента. Именно
так возник оригинальный и интересный жанр - песочная анимация. Первопроходцем в
бесконечно прекрасном и непредсказуемом мире песочного шоу полвека назад стала
канадская художница-мультипликатор Кэролайн Лиф. Популярность и признание ей
принесли мультфильмы «Петя и серый волк» и «Сова, женившаяся на утке». Не
отставали от своих зарубежных коллег и советские супруги-аниматоры Владимир и
Елена Петкевич. Они создали популярную «Сказочку о козявочке».
Скажу, что
значительных успехов в популяризации песочной анимации достиг венгерский
аниматор и режиссёр Ференц Чако, который посвятил этому искусству более 30 лет,
его короткометражка на космическо-антропологическую тематику была номинирован
на «Оскар». В настоящее время песочная анимация приобрела огромную
популярность. Песком рисуют картины, которые заслуживают, чтобы их назвали
шедеврами, снимают клипы и фильмы, также в Москве создан Театр песка, который
погружает зрителей в удивительный и безграничный мир sand art.
- А в Украине, как
известно, это направление искусства стало стремительно распространяться и
развиваться после победы художницы из Евпатории Ксении Симоновой в
телевизионном шоу «Україна має талант».
- Совершенно верно.
Ксения показала, как лёгкий песок легко может ложиться на стекло, а изображение
с помощью диапроектора или световой доски передаваться на экран. Она создаёт
песочные картины руками, иногда использует щёточки и кисточки. Чаще темами
песочных произведений у неё, да и у меня, становятся любовь, борьба добра и
зла, создание Вселенной. Люблю создавать композиции с философским смыслом.
- Вы единственная в
Кривом Роге художница, работающая в таком непростом жанре. Ваши песочные
короткометражки авторские, выполнены вживую, захватывают и вдохновляют всех,
кто хотя бы раз имел возможность оценить ваше творчество.
- Да, на сегодняшний
день это творчество в нашем городе я пытаюсь развивать одна. Если говорить в
целом, то я за стремление творить благодарна, прежде всего, преподавателям
своего вуза, где нас, студентов, заставляли развивать фантазию и наполнять
прекрасным даже обыденные вещи, ведь искусство не имеет границ, и настоящий
художник сможет рисовать чем-либо на любой поверхности. Этими материалами для
меня сначала стали рис, соль, кофе и манная крупа.
После окончания
академии работала дизайнером, потом, в силу сложившихся обстоятельств, когда
Август пошёл в первый класс, я вместе с ним пошла работать в школу. Стала
готовить малышей в первый класс, занимаясь по методике Монтессори, где
одним из главных способов развития мелкой моторики у ребёнка было и есть
рисование разными материалами - манной крупой, рисом, солью, кофе.
В то время применяла манную крупу, но потом, чтобы детям было интересно, я
делала цветную соль (мелками закрашивала). Детям было очень интересно, они её
считали волшебной. Я даже не могла представить, что это будет в дальнейшем
песочная анимация. И было это около 14 лет назад.
С годами я сделала
вывод: лучшим материалом для анимации всё-таки является песок. Однако не весь,
только очень мелкой фракции. Идеалом стал вулканический, хорошо подходит и
песок со Средиземного моря. Пробую рисовать анимации, используя песок,
привезённый друзьями из Кубы, Италии, Арабских Эмиратов. Мои друзья, если
куда-то едут, обязательно привозят мне для пробы немного песка. Я им очень
благодарна за внимание.
- И всё же, на чём
основывается технология вашего творчества?
- Да, собственно, на
всем известных принципах, ведь я не первая в мире, кто так рисует. К примеру, в
Арабских Эмиратах талантливо рисуют, в России, Израиле. Всё заключается
только в специально приспособленном для этого столе и идеальном песке. Ни для
кого не секрет, что ещё первобытный человек ходил по песку, оставляя свои
отпечатки, от других предметов, разглядывал их. Значит, что-то в этом было.
Поэтому ребёнок, играя в песке, трогая его, развивает мелкую моторику.
Своеобразная арт-терапия приводит к тому, что ребёнок развивается. Это в плане
методическом. Также для меня песочная анимация - это искусство, с помощью
которого можно создавать анимационные фильмы, клипы.
- Особенно впечатляет
ваша анимация «Сотворение мира» - такая необычная, нестандартная.
- Мне захотелось
анимировать эту необычную тематику: как создавался мир, этапы, начиная с того,
как ангел появился на небе, и подойдя к седьмому дню, когда мы отдыхаем. Семь
дней воспроизвела в рисунках, где один переходит в другой.
Повторюсь: чтобы
научиться создавать песочные анимации собственноручно, аниматор должен уметь
хорошо рисовать, быть профессиональным художником. Также важно, чтобы рисунок
переходил в рисунок, а истории из песка оживали, необходимо обладать
режиссёрским талантом, а значит развитой фантазией, образным мышлением,
интуицией и логикой. Важнейшей в этом искусстве является мысль, которую
художник должен донести зрителям.
Собеседница говорит,
что внутренние качества художника, эмоции влияют на создание анимации, также
важна и музыка.
- Она помогает
художнику, вдохновляет и помогает. Опускаешь руки в тёплый песок - и уже
не видишь зрителей, ничего не слышишь, полностью погружаешься в мир песочной
истории. В этом есть своеобразная философия. Вообще я считаю, что песок несёт
философскую ноту. А музыка очень эмоционально на меня действует. Анимация - это
не просто становишься и рисуешь песком, да, можно импровизировать, но серьёзные
вещи создаются иначе. Сначала рождается сюжет, его я фиксирую на бумаге в
картинках, иногда придуманные сюжеты не могут реализоваться на песке, это как
негатив фотографии. Я на бумаге рисую чёрным карандашом. А здесь наоборот: свет
подсвечивает снизу, поэтому я сначала высветляю.
Завораживаешься,
когда смотришь картины из песка, написанные Ларисой Повх под музыкальное
сопровождение. Они создают ореол загадочности, уникальную магическую ауру,
философию, которая пронизывает и пленит. Ты понимаешь, что находить общий язык
с необычным художественным материалом аниматору очень и очень непросто. И
отмечаешь: она действительно одарённая, настойчивая, сильная, потому и пришёл к
ней успех.
Ларису приглашают на
концерты и городские праздники, где в зависимости от мероприятия она воплощает
соответствующую тематику.
Не утаила гостья
«Домашней газеты» и того, что арт-терапия в Харькове положена на коммерческую
основу, а во Львове лечат детей, больных ДЦП. Когда малыши касаются песка, у
них раскрываются нотки, которые способствуют выздоровлению.
- Я не могу
останавливаться, - улыбается Лариса. - Мне кажется, что каждый мой шаг, каждая
анимация - это путь к развитию, к чему-то новому. В моей жизни это направление
настолько лирическое, настолько лёгкое, душевное и успокаивающее. Когда я
творю, получаю огромное наслаждение - вы даже не можете представить, сейчас я
без этого не могу жить и чувствую себя востребованной.
Песочную анимацию,
как спектакль в театре, невозможно сыграть одинаково дважды. Каждый образ
является уникальным и неповторимым. Поэтому герои песочного фильма каждый раз
смотрят со стола на своего создателя новым взглядом и вместе с ним переживают
счастливые и грустные мгновения жизни.
Татьяна Крамаренко совместно с Ириной .
Комментариев нет:
Отправить комментарий