воскресенье, 30 декабря 2012 г.

Педагог-новатор Татьяна Грицишина: «Наши школы настолько затеоретизированы, что учителя не видят потребностей ребёнка»




В минувшее воскресенье свой профессиональный праздник отметили учителя - сеятели доброго и вечного. Корреспонденты «ДГ» побывали в одной  из самых  современных школ Кривого Рога, в которой учителя работают по авторской системе обучения - вальдорфской. В Украине четыре школы, работающих по вальдорфской педагогике - в Кривом Роге,  Киеве, Одессе и Днепропетровске. И вот о том, как лучше подготовить ребёнка к проживанию в современном обществе, рассказывает педагог с большой буквы, учитель-методист, педагогический стаж которой превысил два десятка лет  Т. А. Грицишина.




Публикации в "Домашней газете"    10.10.2012 15:06

- Наше учебное заведение - экспериментальное,  имеет  одну особенность - работы на каждого учителя приходится значительно больше, чем в обычной, общеобразовательной школе, - начинает увлечённо говорить Татьяна Арсентьевна. -  Программа нацелена не только на обучение, но и на воспитание в детях индивидуальности. В будни мы с учениками в школе, а в выходные - в походах, на экскурсиях,  спортивных соревнованиях. Как большая семья. Поэтому учитель, который не вкладывает душу в свою работу, здесь не приживается.
- При этом потенциально каждый выпускник педвуза может у вас работать?
- Да, но он должен быстро перестроиться на вальдорфскую методику обучения. Для этого необходимо получить вальдорфское образование, постоянно участвовать в конференциях и тренингах. Словом, педагог должен постоянно повышать своё мастерство. Даже с таким стажем, как у меня.
- И где же вы это делаете?
- Этим летом три недели проходила практику в Германии, посещала занятия в нашей школе-партнёре в городе Фильдерштадт, изучала методику преподавания физики и математики. Преподаватели из Германии тоже часто приезжают в Украину с лекциями, проводят семинары. Но любая методика, в том числе учение Штайнера, должна быть адаптирована к украинской школе. В этом плане нам оказывает материальную и моральную поддержку Международная ассоциация вальдорфских школ.
Ещё раньше была  в Польше на семинаре по энергосбережению. С коллегами перенимала опыт, как осуществляется воспитание детей, направленное на энергосбережение. В итоге наши ученики участвовали в конкурсе, который проводила в Украине польско-украинская фундация PAUCI. В качестве приза за участие мы получили краны на фотоэлементах, которые установлены сейчас в столовой и позволяют экономить ресурсы.
А кроме того участвовала в международных семинарах, которые финансировал Департамент экономического образования США, и стала международным тренером для учителей по преподаванию экономики в школах Украины. Совместно с Центром экономического образования в Днепропетровской области мы обучили многих учителей и не только в Кривом Роге.
- Если немцы всё оплачивали, то, видимо, у них есть какая-то заинтересованность?
- В том, чтобы как можно больше распространить учение Штайнера. Основатель нашей школы в Кривом Роге её  нынешний директор Валентина  Шульц  - большой энтузиаст и человек, влюблённый в дело воспитания молодёжи. Начинали с нескольких классов, а сейчас школе уже десять лет, и мы имеем полноценную школу и три группы детского сада. А в целом  уже двадцать лет, в Кривом Роге занимаются вальдорфской педагогикой.
- Теперь расскажите, как же у вас обучают школьников?
- В отличие от общепринятой системы обучения - с уроками, домашними заданиями и специализацией преподавателей по отдельным предметам, вальдорфская система предполагает обучение всем предметам в течение первых восьми лет одним педагогом, который одновременно является классным наставником. У нас нет уроков в общепринятом понимании этого слова, домашних заданий и оценок. Оценки заменены педагогическими характеристиками, и у детей появляется мотивация к познанию. Есть отдельные уроки и так называемые эпохи. Ежемесячно определяется доминирующий предмет, который на протяжении 3 - 4 недель изучают в интенсивном режиме. В начальной школе по вальдорфской методике больше внимания уделяется предметам искусства, развитию мелкой моторики, вышиванию, лепке, резьбе по дереву. В старших классах - художественная культура. С начала обучения вводятся также два иностранных языка - английский и немецкий. В целом упор делается на гуманитарное образование.
Обязательно обучение музыке, в частности игре на блок-флейте, в старших классах - на струнных инструментах и фортепиано. Важнейшим элементом обучения является эвритмия - художественное музыкальное движение, при помощи которого ребёнок должен уметь выразить своё состояние, передать текст.  Кстати, занятия эвритмией помогают лечить отдельные заболевания.
- Татьяна Арсентьевна, а можно провокационный вопрос? Частенько  вальдорфскую школу критикуют за то, что вот, мол, классовод - учитель музыки - не может обеспечить надлежащего уровня преподавания, например, физики. Вот вы, классный учитель восьмого класса, как справляетесь с обязанностями учителя «широкого профиля»?
- На самом деле это не совсем так. У меня как у классовода в восьмом классе есть занятия по математике, физике, экономике. А языки - украинский, русский, английский и немецкий - ведут профильные специалисты. Кстати, в вальдорфских школах Германии тоже много профильных учителей. То есть классный учитель - это не догма.
У своих восьмиклассников веду также уроки театра. Исследования учёных показали, что именно занятия театром наиболее природосообразны детям такого возраста. Проходит становление их социальных ролей. Они ищут себя, поэтому должны проиграть какую-то роль. У нас есть и «эпоха театра». Первую неделю мы её уже проработали. Выбрали пьесу, в течение года будем репетировать «Сватання на Гончарівці» в полном объёме. А ближе к концу учебного года представим её на суд зрителей - учеников школы и их родителей.
В седьмом классе акцент делается на физической подготовке детей. Ходим в походы, посещаем планетарий в Днепропетровске, учимся быть скалолазами - вместе с замечательным инструктором Ольгой Леонтьевной, перебираемся с одной скалы на другую, плаваем на байдарках.
А вот в шестом классе у детей идёт активное становление мышления, поэтому они начинают изучать геометрию, физику (в обычной школе это делают на год позже). Большой акцент делаем на изучение истории, того же Древнего Рима. В конце года были в парке «Киевская Русь» под Киевом на фестивале вальдорфских школ, где шестиклассники участвовали в средневековом бале, в турнирах, двигались на ходулях, играли в средневековые игры, делали постановку баллады, танцевали средневековые танцы в соответствующих костюмах. Было и посвящение в рыцари и дамы.
Конечно же, учителю очень сложно, потому что нужно много готовиться. Важно  найти такой материал, чтобы ученикам было интересно и полезно. Да и методика не особо разработана. Программы для вальдорфских школ соответствуют стандарту образования и утверждены МОНМСУ, хотя во многом отличаются от обычных школ. Проработав свыше двадцати лет в обычных школах, сейчас я просто в восторге от того, как обучают детей по вальдорфской методике. У нас в Украине совсем не знают о ней, поэтому и не используют её огромнейший потенциал.
Я вот только что вернулась с международной научно-практической конференции «Навчально-методичне забезпечення вальдорфських шкіл в Україні», которая проходила в Киеве в Национальном педагогическом университете имени М. П. Драгоманова, где учёными и практиками разных стран обсуждались проблемы обучения в старшей школе. Многими подчёркивалась мысль, что вальдорфская педагогика - это педагогика будущего, потому что она направлена на целостное развитие личности ребёнка, сохранение его физического и духовного здоровья, идёт от потребностей ребёнка. Именно эти аспекты современной школе нужно учитывать, потому что мы уже так затеоретизировались, что и самого ребёнка не видим.
Беседовала Татьяна Крамаренко, фото Сергея Косыгина
 Интересно знать
Самые популярные в Украине авторские системы обучения - Вальдорфа, «Росток», Эльконина-Давыдова и Монтессори. Вальдорфские школы распространены по всему миру и существуют около 100 лет. Автор методики, опирающейся на антропософию - австрийский мыслитель Рудольф Штайнер. Вальдорфские школы официально признаны Министерством образования и науки Украины.
Из учения Штайнера: «Никогда не следует стремиться вылепить детей по своему образу и подобию. Взрослая жизнь не заставит их жить по образцу, заданному учителем».

Комментариев нет:

Отправить комментарий