воскресенье, 30 декабря 2012 г.

«Село вмирає, село живе»



...Тепер же тільки і є справжнє село, що в музеї.
Ліна Костенко
Угрожающая скорость: каждую неделю с карты Украины исчезает одно село. Об этом не так давно заявил журналистам замминистра аграрной политики Николай Безуглый.

Причина этому - миграция и демографический кризис. За последние 20 лет сельское население Украины уменьшилось на 2,5 миллиона. Не работает в Украине более половины сельских жителей, утверждают социологи. Кроме того, растёт количество населённых пунктов, в которых вообще нет детей и молодёжи. Например, по состоянию на 2005 год в каждом пятом украинском селе не было детей до 6 лет.





Сейчас треть населения Украины живёт в сёлах, - отметил в частности Н. Безуглый. - Однако количество сельских жителей уменьшается, люди бегут в города. Финансирование развития конкретно сельских населённых пунктов практически отсутствует. Среднестатистический украинский сельский житель получает из бюджета гораздо, порой в десятки раз, меньше чем городской.
А какова же ситуация в родном нам Криворожском районе? Чтобы выяснить это, корреспонденты «Домашней газеты» побывали в сельской глубинке.


Десять баб, один дед

После шумного и пыльного Кривого Рога маленькое живописное село Водяное Красинского сельсовета, которое раскинулось в 32 километрах от города, кажется раем. Чистый, аж звенящий воздух вдыхаем полной грудью и просто пьянеем, кровь бурлит. И почему люди убегают из этого зелёного села в огромный загрязнённый город?
- Всего 11 хат осталось в Водяном, - глубоко затягиваясь сигаретой, морща лоб, произносит коренной житель Водяного Владимир Игнатьевич Касьян, проработавший больше трёх десятков лет в селе Красино водителем. - А было же больше сотни! Луга с ранней весны до глубокой осени звенели детскими голосами, в полях урчали трактора, на овощеводческих плантациях перекликались женщины - словом, жизнь кипела...
- И кто в вашем селе сейчас живёт, Игнатьевич?
- Да одни бабы. И я среди них - на развод остался, а то все повымирали.
- Что, совсем мужиков больше нет?
- Я же говорю - одни бабушки.
- Ну, как вам здесь живётся - ведь один мужчина на десять женщин?
- (Смеётся.) Есть с кем побеседовать. Спрашиваете, как живём? Свои паи земельные сдаём в аренду репетинским предпринимателям, за счёт этого и живём. Живём как загнанные лошади, продолжая и в 70 тяжело трудиться, да всё ожидая лучших времён. А их уже точно не будет.
- Власть к вам заезжает?
- Конечно заезжает.
- Автобус ходит?
- К сожалению, нет. Только школьный автобус заезжает забрать в одной семье детей в школу.
- А как же вы добираетесь без транспорта?
- В Красино со школьниками, а оттуда пешком. Школьный автобус из села в семь утра забирает школьников, а в четыре привозит.

Иван Иванович Пунтус - настоящий народный депутат 1-го избирательного округа Красинского сельсовета!

Размышляем вместе с Игнатьевичем, какова же перспектива Водяного. Понятно, что не исчезнет с карты сельского Криворожья. Предприимчивые горожане дома на дачи покупают, чтобы кусок земли иметь. Вот и городской житель - пчеловод Генка здесь пасеку поставил.
Слово за слово, и узнаём, что здесь живёт и депутат. «Вот дамбу проедете, там повернёте, и его дом недалеко. Дом у него красивый. И забор. Он все фамилии знает и всё расскажет, как нужно. Он нам всем помогает - провёл воду». Едем к народному избраннику.
- Пунтус Иван Иванович, депутат 1-го избирательного округа Красинского сельского совета, - отрекомендовывается мужчина, вышедший к нам за ворота. - А теперь позвольте ваши документы, - обращается к нам.
Удостоверившись, что мы таки корреспонденты, Иван Иванович настроился для беседы.
- Вы были в Водяном, а теперь приехали в Трудовое. В этих двух сёлах живут 32 человека - 4 школьника, 3 младенца по году. Магазина у нас нет. Есть выездная торговля три раза в неделю. Три раза завозят продукты и два раза хлеб.
- А фермеры, которые берут землю в аренду? Разве они не предоставляют рабочие места?
- Эти работы сезонные - прополоть огурцы, помидоры, собрать их. А что делать в остальное время? Тут все живут за счёт своего хозяйства и пенсии. Я, как народный избранник, фермер, - чем могу, тем и помогаю. Чисткой дорог занимаюсь, завозом продукции. Водоразводку по селу сделал... За свои деньги. Хотя знаете, как государство плохо поддерживает фермеров. Ещё, вот беда, газа в сёлах нет. Хотя газовая труба - всего полтора километра отсюда. Но проектно-изыскательские работы очень дорого обходятся - такие суммы я не потяну. А во-вторых, по Водяному в лучшем случае человека 2 - 3 подключится, потому что это недёшево.
- А что бы вы посоветовали делать для возрождения таких сёл?
- Не знаю. Если парламент не введёт мораторий на продажу земли, то нас, мелких фермеров, задавят. Налоги растут за аренду земли стремительно. После того, как взял здесь землю в аренду, то три года «вычухивал» её. Бурьяны были настолько большие, что трактор с плугами пройдёт три метра и забивается. Вот сейчас нас заставляют делать паспорта на дороги. Вроде бы без паспортов не будут выделять деньги на ремонт. Я сомневаюсь в том, что деньги дадут, даже если паспорта будут. Но я точно знаю: если не сделаю в селе дороги, то этого никто не сделает. А делать нужно, потому что ходит сюда школьный автобус.
Вышедшие на дорогу жители сёл (лишь только старенькие женщины) в один голос говорят, что Иван Иванович - единственная для них опора: «Все на него молимся. И это при том, что у всех по три десятка лет рабочего стажа и должно бы государство это оценить. Не оценило. Всю жизнь даром проработали...»
Вот такая она, глубинка сельского Криворожья. Правда, подобных из 89 населённых пунктов в Криворожском районе совсем немного.
- Так что о проблеме вымирания сёл как бы и говорить неуместно, - отмечает глава районной государственной администрации Александр Позывайло. - С карты сельского Криворожья не исчезали населённые пункты ни в предыдущую десятилетку, ни сейчас. Уверен, что в дальнейшем в даже самых маленьких сёлах-хуторках жизнь будет возрождаться. Вот вы, к примеру, знаете, сколько в этом году наш сельский район получил денег из областного бюджета на социально-экономическое развитие? Аж 35 млн. гривен. Нам удалось, в том числе и за эти средства, газифицировать последний в районе негазифицированный Златоустовский сельсовет. Или - разве это не веский аргумент - впервые за годы независимости Украины в нашем районе за бюджетные деньги строится детский сад в селе Радушное!
- Позвольте, Александр Александрович, но в тех же Водяном, Трудовом сегодня живут одни пенсионеры?
- Ну и что? У этих людей есть сыновья и дочери, другие родственники. Они не потеряли связь со своими родными и не позволят запустеть усадьбам. Это один веский аргумент. Учтите и следующий - всё больше стремление горожан жить в единении с природой. Сообщу вам, что сегодня уже появилась и такая группа людей, как «новые селяне». Они уезжают из городов - подальше от пластиковых бутылок и выхлопных газов, поближе к чистым рекам, свежему воздуху и земле.
- Но большинство украинцев, у которых есть работа с 9.00 до 18.00, гарантированная зарплата и 24 дня положенного отпуска в год, глядя на этих чудаков, пожимают плечами: дескать, с жиру бесятся.
- А социологи тем не менее отмечают, что таких вот «новых селян» - людей с экологическим до мозга костей сознанием - с каждым годом становится всё больше. Плюс горожане уезжают в сёла в поисках лучшей доли. Там и жильё дешевле, и продукты питания доступнее. Правда, приехавшие из мегаполиса люди сразу же сталкиваются с тем, что на земле нужно много и упорно трудиться. А вот к этому молодые семьи, в частности, и не готовы.
Наши следующие собеседники, в том числе и передовой директор ООО «Вольный Посад» Роман Николюк, ещё более заострили проблему кадров на селе.
- Сегодня найти трудолюбивого человека в сёлах очень сложно, - говорит Роман Леонидович. - А профессионала в своём деле - тракториста, слесаря, агронома-овощевода разыскать просто невозможно. Люди попросту разучились пахать с утра до ночи на земле. Нужна новая кадровая политика для села.
«Студить душу село моє п'яне...»
Один наш товарищ, гостивший в селе, целую неделю по возвращении ходил расстроенный.
- Люди в моём селе какие-то неактивные стали, - делится он своими наблюдениями. - Жи¬вут или на пенсию, или ждут пособия - кто по инвалидно¬сти, кто по уходу за ребёнком. Разговаривают только о быто¬вых хлопотах и деньгах. И пьют, пьют, пьют самогон. Причём к спиртному всё больше приобщаются женщины - «квасят», пока литр не выпьют. А мужиков или нет, или спились...
Но может быть он чересчур сгущает краски?
- Да все 99% преступлений в сёлах совершаются на почве пьянства, - констатирует прокурор Криворожского района Татьяна Леонова. - Это видно из ежедневных сводок милиции: «избил жену», «подрезал собутыльника», «покалечил соседа», «поднял руку на мать»... Вообще, водка - для села трагедия. Так, кстати, было во все времена, а сегодня, в связи с кризисом, тем более. Работы практически нет, заработки скудные, да и то в виде той же самогонки за выкопанную могилу на кладбище, вскопанный огород, напиленные дрова... Вот «хильнув» мужичок чарку-другую без закуски - и уже дурной.
- Татьяна Ильинична, наверное, и самые свежие примеры есть?
- Буквально вчера поддерживала обвинение в суде по тяжкому преступлению в селе Радушное: пьяный муж ударил свою пьяную жену ножом в грудь, приревновав её, как говорится, к столбу. Спрашиваю: «Поясните свои действия». Отвечает: «Не могу, был мертвецки пьян...»
Из всего вышеописанного делаем печальный вывод: даже в таком стабильном благоустроенном районе, как Криворожский, нужно принимать незамедлительные меры, чтобы спасать сёла от опустошения. Причём на государственном уровне.

Николай Крамаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий