В Кривом Роге прошла X Международная научно-практическая конференция
по вопросам теории и методики обучения фундаментальным дисциплинам. В стенах
теперь уже объединённого Криворожского национального университета учёные из
разных городов Украины и ближнего зарубежья делились инновациями в
педагогических вопросах, обсуждали назревшие в образовании проблемы.
В приветственном слове к участникам конференции доктор технических наук А.
Д. Учитель с горечью отметил, что в нынешнее время инженерное образование в
Украине, и в частности в Кривом Роге, принимает уродливые формы.
- Это связано с тем, что доля теоретической подготовки специалистов в университете
составляет почти 84%, - сказал Александр Давидович. - И только 16% припадает на
практическую часть. А это в современном образовании недопустимо.
В значительной мере, считает Александр Давидович, ситуацию усугубила
тотальная приватизация крупных промышленных предприятий. А таких в нашем городе
много. Зачем, спрашивается, владельцу предприятия, и особенно иностранцам,
тратиться на то, чтобы возиться на практике со студентами? Предприятиям сейчас
сразу подавай готовых специалистов.
Проблему недостаточности практической подготовки выпускников высших учебных
заведений поднял и профессор Национального авиационного университета Геннадий
Маклаков. Он имеет возможность сравнивать процесс подготовки авиационных
специалистов в Кировограде, в Кривом Роге и в Болгарии, где по совместительству
преподаёт на дистанционных курсах.
- Так вот болгары, в отличие от наших соотечественников, расходуют огромные
средства для того, чтобы курсанты могли постоянно отрабатывать навыки на
современных тренажёрных комплексах, - подчеркнул Геннадий Маклаков. - Акцент
делается на постоянном тестировании умений и навыков, использовании в обучении
интеллектуальных обучающих и контролирующих систем. Принято считать, что в
лётном деле по вине человека происходит 90 - 95% аварий. Поэтому наряду с
традиционной подготовкой важен и психосоциальный тренинг.
С интересным докладом об инновационных технологиях в современном образовании
выступил доктор педагогических наук, профессор Черкасского технологического
университета Ю. В. Триус. Начал Юрий Васильевич с того, что высказал мнение
многих учёных и преподавателей, которые сетуют, что с каждый годом ухудшается
качество подготовки учеников в школе, студентов в вузе. Якобы это совсем не тот
материал, с которым работали даже десять лет назад. В общем, может быть и так.
Но если раньше у ученика была установка «запомнить», то сейчас требования
немного другие. Объёмы информации стремительно возрастают, поэтому человек её
попросту не успевает обрабатывать. Поэтому в пору быстроменяющихся технологий современных
школьников важно «учить учиться» на протяжении всей жизни, комфортно себя
чувствовать, уметь работать в команде. И ничего страшного нет в том, что ученик
порой не может решить задачу «вручную». Если он сможет применить к её решению
систему компьютерной математики и правильно истолковать полученное решение, то
это тоже хорошо. Поэтому для современных учеников важно, чтобы у них были
выработаны навыки быстрого чтения, печатания, умение ставить вопросы,
самостоятельно находить на них ответы, уважительного общения, в том числе и в
социальных сетях, и другие.
К ключевым брендам в современном обучении профессор Ю. В. Триус отнёс такие,
как веб-поиск и внедрение комбинированного обучения, сочетающего в себе
качественное традиционное с электронным, мобильным и дистанционным обучением.
Всё чаще говорят о том, что нужно переходить к применению свободно
распространяемого программного обеспечения; более широкому использованию
образовательных порталов. Особо значимую роль приобретает дистанционное
образование взрослых при получении второй специальности, в случае поиска новой
работы и переквалификации. Более доступными становятся для обучения вебинары,
уроки, презентации, тренинги, проводимые он-лайн в сети Интернет.
К сожалению, криворожские высшие и средние учебные заведения находятся ещё в
начале пути применения инновационных информационно-коммуникационных технологий
в обучении. И одной из самых распространённых причин остаётся недостаточное
финансирование образования. Теперь уже недостаточно того, чтобы в школе был
компьютерный класс. Необходимо оборудовать аудитории современной мультимедийной
техникой, активно использовать при обучении ресурсы Интернета.
Другой немаловажной проблемой современного образования является постоянное
повышение уровня подготовки преподавателей и учителей. Необученный
преподаватель в лучшем случае дорогостоящую технику будет охранять.
По мнению Ю. В. Триуса, эффективный преподаватель в ХХІ столетии должен
уметь предвидеть будущее, учиться и овладевать новыми технологиями на
протяжении всей жизни.
Татьяна Крамаренко
Комментариев нет:
Отправить комментарий