воскресенье, 30 декабря 2012 г.

Доктор технических наук Александр Учитель: «Инженерное образование в Украине принимает уродливые формы»




В Кривом Роге прошла X Международная научно-практическая конференция по вопросам теории и методики обучения фундаментальным дисциплинам. В стенах теперь уже объединённого Криворожского национального университета учёные из разных городов Украины и ближнего зарубежья делились инновациями в педагогических вопросах, обсуждали назревшие в образовании проблемы.



В приветственном слове к участникам конференции доктор технических наук А. Д. Учитель с горечью отметил, что в нынешнее время инженерное образование в Украине, и в частности в Кривом Роге, принимает уродливые формы.
- Это связано с тем, что доля теоретической подготовки специалистов в университете составляет почти 84%, - сказал Александр Давидович. - И только 16% припадает на практическую часть. А это в современном образовании недопустимо.
В значительной мере, считает Александр Давидович, ситуацию усугубила тотальная приватизация крупных промышленных предприятий. А таких в нашем городе много. Зачем, спрашивается, владельцу предприятия, и особенно иностранцам, тратиться на то, чтобы возиться на практике со студентами? Предприятиям сейчас сразу подавай готовых специалистов.



Проблему недостаточности практической подготовки выпускников высших учебных заведений поднял и профессор Национального авиационного университета Геннадий Маклаков. Он имеет возможность сравнивать процесс подготовки авиационных специалистов в Кировограде, в Кривом Роге и в Болгарии, где по совместительству преподаёт на дистанционных курсах.
- Так вот болгары, в отличие от наших соотечественников, расходуют огромные средства для того, чтобы курсанты могли постоянно отрабатывать навыки на современных тренажёрных комплексах, - подчеркнул Геннадий Маклаков. - Акцент делается на постоянном тестировании умений и навыков, использовании в обучении интеллектуальных обучающих и контролирующих систем. Принято считать, что в лётном деле по вине человека происходит 90 - 95% аварий. Поэтому наряду с традиционной подготовкой важен и психосоциальный тренинг.



С интересным докладом об инновационных технологиях в современном образовании выступил доктор педагогических наук, профессор Черкасского технологического университета Ю. В. Триус. Начал Юрий Васильевич с того, что высказал мнение многих учёных и преподавателей, которые сетуют, что с каждый годом ухудшается качество подготовки учеников в школе, студентов в вузе. Якобы это совсем не тот материал, с которым работали даже десять лет назад. В общем, может быть и так. Но если раньше у ученика была установка «запомнить», то сейчас требования немного другие. Объёмы информации стремительно возрастают, поэтому человек её попросту не успевает обрабатывать. Поэтому в пору быстроменяющихся технологий современных школьников важно «учить учиться» на протяжении всей жизни, комфортно себя чувствовать, уметь работать в команде. И ничего страшного нет в том, что ученик порой не может решить задачу «вручную». Если он сможет применить к её решению систему компьютерной математики и правильно истолковать полученное решение, то это тоже хорошо. Поэтому для современных учеников важно, чтобы у них были выработаны навыки быстрого чтения, печатания, умение ставить вопросы, самостоятельно находить на них ответы, уважительного общения, в том числе и в социальных сетях, и другие.
К ключевым брендам в современном обучении профессор Ю. В. Триус отнёс такие, как веб-поиск и внедрение комбинированного обучения, сочетающего в себе качественное традиционное с электронным, мобильным и дистанционным обучением. Всё чаще говорят о том, что нужно переходить к применению свободно распространяемого программного обеспечения; более широкому использованию образовательных порталов. Особо значимую роль приобретает дистанционное образование взрослых при получении второй специальности, в случае поиска новой работы и переквалификации. Более доступными становятся для обучения вебинары, уроки, презентации, тренинги, проводимые он-лайн в сети Интернет.
К сожалению, криворожские высшие и средние учебные заведения находятся ещё в начале пути применения инновационных информационно-коммуникационных технологий в обучении. И одной из самых распространённых причин остаётся недостаточное финансирование образования. Теперь уже недостаточно того, чтобы в школе был компьютерный класс. Необходимо оборудовать аудитории современной мультимедийной техникой, активно использовать при обучении ресурсы Интернета.
Другой немаловажной проблемой современного образования является постоянное повышение уровня подготовки преподавателей и учителей. Необученный преподаватель в лучшем случае дорогостоящую технику будет охранять.
По мнению Ю. В. Триуса, эффективный преподаватель в ХХІ столетии должен уметь предвидеть будущее, учиться и овладевать новыми технологиями на протяжении всей жизни.

Татьяна Крамаренко


Комментариев нет:

Отправить комментарий