Так приходит признание
Монументальные работы художника обогатили Кривой Рог, стали визитной
карточкой города
Впервые
в истории города в течение одной недели было открыто два скульптурных
монумента, созданных одним автором. В понедельник 8 июля у фонтана на площади
Советской, - скульптурная композиция, посвященная всем родителям – «Завжди чекаємо…», а
в воскресенье 14 июля, возле Спасо-Преображенского кафедрального собора был
торжественно освящен памятник священномученикам Криворожским Онуфрию и
Порфирию. Сразу же памятники стали знаковыми для Кривого Рога. В них, через утонченно-психологическое решение образов,
автору удалось проявить то глубинное, что присуще криворожанам – любовь к
своему дому и непоколебимая вера в силу своего духа. Так, к Владимиру Токарю
пришло всеобщее признание. Впрочем, он и ранее славился как цельная личность и
талантливый художник.
- Так получилось, что в последнее время приходится
работать во временном цейтноте,- говорит Владимир Иванович. – Время сжимается
как пружина, не успеваю замечать, как пролетают дни. Год назад начал работать
над памятником родителям, сделал его быстро, но с отливкой из бронзы произошла
заминка – его отливали, практически одновременно с памятником священномученикам
Криворожским Онуфрию и Порфирию, хотя работу над ним я начал чуть меньше
полугода назад. О том, что тружусь над очень интересной композицией «Завжди чекаємо…», мало
кто знал, и ее открытие для многих оказалось неожиданностью. Тема семьи,
родителей – близка всем, поэтому работать было сложно и ответственно, нужно
было создать обобщенный образ родительской семьи, передать тревогу матери и
грусть отца, которые всегда ждут своих «птенцов, вылетевших из родного гнезда».
Короткая фраза на постаменте раскрывают глубинную суть родительской любви: нет такого
греха, которого не могут простить Родители и Бог.
- Библейская истина, и потому так
точна. Скажите, а памятник среди берез у главного городского фонтана как-то
связан с вашими родными?
– Отца и матери давно нет, но они
мне также дороги, и может еще ближе, чем когда были живы. Работая над этой
темой, думал о них, чувствовал их присутствие, но прямого портретного сходства
с ними нет. Состояние, в котором пребывают мои герои, черпал из собственных
переживаний, что естественно для художника. Когда приходится трудиться над
такими вещами, нужно глубоко окунаться в тему, не просто вжиться в
образ, но и проникнуться теми чувствами, которые вкладываешь в своих героев.
Это особенно важно для работ, которые становятся частью города, общественным
достоянием, входят в архитектурный ансамбль и начинают влиять на нашу среду
обитания. Монументальная скульптура, является неотъемлемой частью городской инфраструктуры
и, несёт на себе эстетическую и духовную нагрузку. Поэтому ответственность
очень большая. Это всегда нужно учитывать скульпторам и архитекторам, которые
своим творчеством влияют на людей, формируют либо вкус, либо безвкусицу.
– Воссоздание
ликов святых очень ответственная работа. Вас не посещали сомнения: справитесь
ли?
- Пожалуй, нашим читателям будет
интересно, как продвигалась работа над
скульптурной композицией криворожских епископов?
- Владыка Ефрем любезно предоставил
жизнеописание священномучеников, несколько фотографий Онуфрия и две Порфирия. Ракурсы
епископа Порфирия были исчерпывающими, а вот над образом святого Онуфрия
пришлось много потрудиться. Не всегда снимки запечатлевают человека, например,
во время проповеди или сильного душевного подъёма. Воссоздание образов -
сложная работа, требующая опыта, знаний, кропотливости и любви. Это работа
сложная, но увлекательная, правда насладится ею спокойно не удалось – времени
было в обрез. Литейщики столичной фирмы «Саямат» не вкладывались в сроки и
поэтому мне пришлось делать модели фигур по отдельности. Вначале из глины был
вылеплен Онуфрий, отформован и отправлен
на отливку в Киев. После этого приступил к работе над Порфирием. К моменту,
когда закончил вторую фигуру, киевляне уже отлили в бронзе Онуфрия и приступили
к чеканным работам. Так удалось сократить сроки по изготовлению памятника.
Мне дважды пришлось ездить в Киев, для авторского надзора, чтобы подкорректировать
последний этап изготовления скульптуры. Мне понравились киевские мастера –
устраняли замечания в один момент, да собственно и замечаний было мало –
работали профессионалы.
О скульпторе говорят его работы
Владимир Токарь - многранный мастер,
соавтор и автор значимых для
города памятников: ликвидаторам аварии на ЧАЭС в сквере Саксаганского
исполкомом, жертвам Голодомора и политических репрессий в сквере на улице
Лермонтова, бронзового изваяния на
братской могиле воинам, погибшим при освобождении Кривого Рога на Никопольском
шоссе, создателю ВДВ генералу Василию
Маргелову в парке Юбилейном, академику Владимиру Бызову возле
Криворожского национального университета…
Владимир Иванович был в числе создателей криворожского герба.
– По жизни пришлось много повидать
людей, с некоторыми свела судьба на совместных работах, всех не перечислить. На
каждом этапе это были разные люди, от каждого я что-то взял в свой профессиональный
багаж, Искренне всем благодарен и тем, кто жив и кого уже нет за те драгоценные
крупицы человечности, понимания и душевной поддержки, которые я высоко ценю.
Сейчас я работаю в паре со своей супругой, как собственно и всегда. Это не
просто близкий мне человек, партнёр и соавтор практически всех творческих начинаний
Елена Токарь, которая рядом всегда и во всем. Она, член Национального Союза
художников Украины – прекрасный живописец и график, глубоко мыслящий художник и
человек. Но всегда скромно остается в моей тени, то есть, буквально за мужем. Хочу
выразить благодарность всем, кто работал над памятником, всячески помогал его
осуществлению: Юре Нечвалю, Андрею Васильеву, Игорю Давыдову и, конечно же,
давнему верному другу Сергею Тесленко.
- До
недавнего времени Владимира Токаря знали как художника-графика и живописца. А
теперь вот стали уже признанным мастером скульптурной композиции. Чего дальше
от вас ожидать?
- Может так случиться, что завтра блеснет еще одна
грань (смеется). А если серьезно, то в творчестве нет границ. Самовыражение
присуще всем без исключения людям в любом виде деятельности, а тем более в
искусстве. Мне всегда интересно все. И это не имеет отношения к так называемой
всеядности, где человек готов делать все что угодно, лишь бы стать заметным или
успеть везде. У меня интерес исследователя только того, что меня волнует. Там,
где меня «не греет», меня не найдете. На
ложь и фальшь не стоит тратить свою драгоценную духовную энергию.
Если говорить о моих скульптурных корнях, то нужно
вспомнить мою мать - Токарь Екатерину Александровну,- она была профессиональным
скульптором, лепил и отец – Иван Иванович Токарь, среди друзей семьи было много
известных днепропетровских скульпторов. Мне всегда была интересна скульптура,
но заняться этим довольно сложным видом искусства возможности не представлялось.
Реализация давних желаний началась с плотного сотрудничества с заслуженным
художником Украины, скульптором Александром Васильевичем Васякиным в реализации
проекта по установке памятника «Ликвидаторам аварии на ЧАЭС» и монографии о его
творчестве, над которой я работал почти три года.
Занимаюсь также искусствоведением и имею отношение к
прессе. За пятнадцать лет в прессе вышло более 1000 публикаций.
-
Чего пожелаете начинающим скульпторам и художникам?
- Нужно
поднимать повыше планку – ориентироваться на мировую классику изобразительного
искусства. Нужно много смотреть книг об искусстве, ездить на выставки, посещать
музеи… К сожалению, наш город до сих пор не имеет художественного музея – негде
увидеть работы настоящих мастеров – нет планки. Нет, работы в городе есть, но
их демонстрировать негде. В фондах нашего историко-краеведческого музея, по
моим сведениям, порядка 4 000 произведений украинского изобразительного
искусства, да и в частных коллекциях достаточно работ накопилось, но их же нужно
регулярно показывать. Выставочный зал не в счёт, он выполняет свою
функцию – показ выставок, а уровень их, зачастую оставляет желать лучшего. Да
ладно, это больная для меня тема…
Короче, если до Эрмитажа и Русского музея далеко,
далеко до киевского музея Ханенкив, можно и в Днепропетровск съездить, там
замечательный художественный музей, кстати, в нём и была когда-то «установлена
для меня планка». Там есть и Репин, и Серов, и Коровин, и Шишкин, и Айвазовский
и ещё много-много шедевров живописи, графики и скульптуры – только б желание
было. Уверен, чтобы достойно реализовать свой творческий потенциал, не
заблудиться в собственной «гениальности», необходимо поверять свой путь в
искусстве достижениями наших великих предшественников.
Николай и Татьяна
Крамаренко.
Фото
Сергея Косыгина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий