среда, 7 августа 2013 г.

Скульптор Владимир Токарь: "Именно с открытия памятника криворожским священномученикам началось в Украине празднование 1025-летия Крещения Руси""

Так приходит признание

Монументальные работы художника обогатили Кривой Рог, стали визитной карточкой города

  Впервые в истории города в течение одной недели было открыто два скульптурных монумента, созданных одним автором. В понедельник 8 июля у фонтана на площади Советской, - скульптурная композиция, посвященная всем родителям – «Завжди чекаємо…», а в воскресенье 14 июля, возле Спасо-Преображенского кафедрального собора был торжественно освящен памятник священномученикам Криворожским Онуфрию и Порфирию. Сразу же памятники стали знаковыми для Кривого Рога. В них, через  утонченно-психологическое решение образов, автору удалось проявить то глубинное, что присуще криворожанам – любовь к своему дому и непоколебимая вера в силу своего духа. Так, к Владимиру Токарю пришло всеобщее признание. Впрочем, он и ранее славился как цельная личность и талантливый художник.

 Сегодня  В. И. Токарь гость «Домашней газеты» 


(читать выпуск 7 августа 2013 года).
- Так получилось, что в последнее время приходится работать во временном цейтноте,- говорит Владимир Иванович. – Время сжимается как пружина, не успеваю замечать, как пролетают дни. Год назад начал работать над памятником родителям, сделал его быстро, но с отливкой из бронзы произошла заминка – его отливали, практически одновременно с памятником священномученикам Криворожским Онуфрию и Порфирию, хотя работу над ним я начал чуть меньше полугода назад.  О том, что  тружусь над очень интересной композицией «Завжди чекаємо», мало кто знал, и ее открытие для многих оказалось неожиданностью. Тема семьи, родителей – близка всем, поэтому работать было сложно и ответственно, нужно было создать обобщенный образ родительской семьи, передать тревогу матери и грусть отца, которые всегда ждут своих «птенцов, вылетевших из родного гнезда». Короткая фраза на постаменте раскрывают глубинную суть родительской любви: нет такого греха, которого не могут простить Родители и Бог.

- Библейская истина, и потому так точна. Скажите, а памятник среди берез у главного городского фонтана как-то связан с вашими родными?
Отца и матери давно нет, но они мне также дороги, и может еще ближе, чем когда были живы. Работая над этой темой, думал о них, чувствовал их присутствие, но прямого портретного сходства с ними нет. Состояние, в котором пребывают мои герои, черпал из собственных переживаний, что естественно для художника. Когда приходится трудиться над такими вещами, нужно глубоко окунаться в тему, не просто вжиться в образ, но и проникнуться теми чувствами, которые вкладываешь в своих героев. Это особенно важно для работ, которые становятся частью города, общественным достоянием, входят в архитектурный ансамбль и начинают влиять на нашу среду обитания. Монументальная скульптура, является неотъемлемой частью городской инфраструктуры и, несёт на себе эстетическую и духовную нагрузку. Поэтому ответственность очень большая. Это всегда нужно учитывать скульпторам и архитекторам, которые своим творчеством влияют на людей, формируют либо вкус, либо безвкусицу.
  Воссоздание ликов святых очень ответственная работа. Вас не посещали сомнения: справитесь ли?
- Идея создания памятника, расстрелянным в безбожные 30-е годы священнослужителям, давно зрела у архиепископа Криворожского и Никопольского владыки Ефрема, но как ее реализовать он себе не представлял. Как-то он озвучил эту идею Сергею Степанюку - председателю Дзержинского районного совета. Сергей Дмитриевич оказался в теме – вот уже несколько лет мы плотно сотрудничаем в сооружении городских монументов. К своим организаторским способностям незаурядного руководителя он добавил навыки профессионального арт-менеджера. За последнее время, практически, нет ни единого серьёзного монумента в городе, к которому, в той или иной мере, не был бы причастен Степанюк. И он не дает сомневаться, постоянно переполнен идеями и уверен, что я все смогу! Как тут засомневаешься? Отдельный разговор о вице-премьер-министре Украины Александре Вилкуле. Узнав о возможности реализации проекта установления памятника криворожским епископам он сразу же, без раздумий взялся за финансирование проекта и осуществления контроля над исполнением сроков. Все же организационные вопросы были возложены на Сергея Степанюка. И как видите, мы сыграли в хорошую командную игру, и памятник был открыт в обозначенный срок. Кстати, именно с открытия памятника Криворожским священномученикам началось в Украине празднование 1025-летия Крещения Руси.
- Пожалуй, нашим читателям будет интересно,  как продвигалась работа над скульптурной композицией криворожских епископов?
-  Владыка Ефрем любезно предоставил жизнеописание священномучеников, несколько фотографий Онуфрия и две Порфирия. Ракурсы епископа Порфирия были исчерпывающими, а вот над образом святого Онуфрия пришлось много потрудиться. Не всегда снимки запечатлевают человека, например, во время проповеди или сильного душевного подъёма. Воссоздание образов - сложная работа, требующая опыта, знаний, кропотливости и любви. Это работа сложная, но увлекательная, правда насладится ею спокойно не удалось – времени было в обрез. Литейщики столичной фирмы «Саямат» не вкладывались в сроки и поэтому мне пришлось делать модели фигур по отдельности. Вначале из глины был вылеплен  Онуфрий, отформован и отправлен на отливку в Киев. После этого приступил к работе над Порфирием. К моменту, когда закончил вторую фигуру, киевляне уже отлили в бронзе Онуфрия и приступили к чеканным работам. Так удалось сократить сроки по изготовлению памятника.  
Мне дважды пришлось ездить в Киев, для авторского надзора, чтобы подкорректировать последний этап изготовления скульптуры. Мне понравились киевские мастера – устраняли замечания в один момент, да собственно и замечаний было мало – работали профессионалы.
О скульпторе говорят его работы
   Владимир Токарь - многранный мастер,  соавтор и автор  значимых для города памятников: ликвидаторам аварии на ЧАЭС в сквере Саксаганского исполкомом, жертвам Голодомора и политических репрессий в сквере на улице Лермонтова,  бронзового изваяния на братской могиле воинам, погибшим при освобождении Кривого Рога на Никопольском шоссе, создателю ВДВ генералу Василию  Маргелову в парке Юбилейном, академику Владимиру Бызову возле Криворожского национального университета… 
Владимир Иванович  был в числе создателей криворожского герба.




Объем выполненных  вами работ, впечатляет.  Вам кто-то помогает, с кем-то сотрудничаете? 
По жизни пришлось много повидать людей, с некоторыми свела судьба на совместных работах, всех не перечислить. На каждом этапе это были разные люди, от каждого я что-то взял в свой профессиональный багаж, Искренне всем благодарен и тем, кто жив и кого уже нет за те драгоценные крупицы человечности, понимания и душевной поддержки, которые я высоко ценю. Сейчас я работаю в паре со своей супругой, как собственно и всегда. Это не просто близкий мне человек, партнёр и соавтор практически всех творческих начинаний Елена Токарь, которая рядом всегда и во всем. Она, член Национального Союза художников Украины – прекрасный живописец и график, глубоко мыслящий художник и человек. Но всегда скромно остается в моей тени, то есть, буквально за мужем. Хочу выразить благодарность всем, кто работал над памятником, всячески помогал его осуществлению: Юре Нечвалю, Андрею Васильеву, Игорю Давыдову и, конечно же, давнему верному другу Сергею Тесленко. 
- До недавнего времени Владимира Токаря знали как художника-графика и живописца. А теперь вот стали уже признанным мастером скульптурной композиции. Чего дальше от вас ожидать?
- Может так случиться, что завтра блеснет еще одна грань (смеется). А если серьезно, то в творчестве нет границ. Самовыражение присуще всем без исключения людям в любом виде деятельности, а тем более в искусстве. Мне всегда интересно все. И это не имеет отношения к так называемой всеядности, где человек готов делать все что угодно, лишь бы стать заметным или успеть везде. У меня интерес исследователя только того, что меня волнует. Там, где меня «не греет»,  меня не найдете. На ложь и фальшь не стоит тратить свою драгоценную духовную энергию.
Если говорить о моих скульптурных корнях, то нужно вспомнить мою мать - Токарь Екатерину Александровну,- она была профессиональным скульптором, лепил и отец – Иван Иванович Токарь, среди друзей семьи было много известных днепропетровских скульпторов. Мне всегда была интересна скульптура, но заняться этим довольно сложным видом искусства возможности не представлялось. Реализация давних желаний началась с плотного сотрудничества с заслуженным художником Украины, скульптором Александром Васильевичем Васякиным в реализации проекта по установке памятника «Ликвидаторам аварии на ЧАЭС» и монографии о его творчестве, над которой я работал почти три года.
Занимаюсь также искусствоведением и имею отношение к прессе. За пятнадцать лет в прессе вышло более 1000 публикаций.
 - Чего пожелаете начинающим скульпторам и художникам?
-  Нужно поднимать повыше планку – ориентироваться на мировую классику изобразительного искусства. Нужно много смотреть книг об искусстве, ездить на выставки, посещать музеи… К сожалению, наш город до сих пор не имеет художественного музея – негде увидеть работы настоящих мастеров – нет планки. Нет, работы в городе есть, но их демонстрировать негде. В фондах нашего историко-краеведческого музея, по моим сведениям, порядка 4 000 произведений украинского изобразительного искусства, да и в частных коллекциях достаточно работ накопилось, но их же нужно регулярно показывать. Выставочный зал не в счёт, он выполняет свою функцию – показ выставок, а уровень их, зачастую оставляет желать лучшего. Да ладно, это больная для меня тема…  
Короче, если до Эрмитажа и Русского музея далеко, далеко до киевского музея Ханенкив, можно и в Днепропетровск съездить, там замечательный художественный музей, кстати, в нём и была когда-то «установлена для меня планка». Там есть и Репин, и Серов, и Коровин, и Шишкин, и Айвазовский и ещё много-много шедевров живописи, графики и скульптуры – только б желание было. Уверен, чтобы достойно реализовать свой творческий потенциал, не заблудиться в собственной «гениальности», необходимо поверять свой путь в искусстве достижениями наших великих предшественников.    

Николай и Татьяна Крамаренко.

Фото Сергея Косыгина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий