четверг, 30 июня 2016 г.

Доктор юридических наук Виталий Олюха: «Мощные предприятия Кривого Рога используют недра, воздух, воду, но криворожане не получают от этого надлежащей выгоды»

20 лет Конституции Украины
  
О.Стець
Конституция Украины 1996 года является одним из важнейших элементов правовой системы, которым определяют стабильность в обществе, поскольку основной закон устанавливает правила игры для всех без исключения членов общества. Накануне празднования 20-летия Конституции Украины гостями «Домашней газеты» были известные криворожские юристы доктор юридических наук Виталий Олюха и кандидат юридических наук Олег Стець.   

Интересно знать
Термин «конституция» происходит от латинского слова «соnstitutio», что означает «устройство», «установление». Применение термина «конституция» в современном его понимании, связано с эпохой буржуазных революций, когда интересы нового класса, который пришел к политической власти, требовали отмены отжитых феодальных отношений как тормоза развития общества. В то же время диктовали настоятельную необходимость особой правовой защиты важнейших интересов молодой буржуазии. Юридической формой решения этих проблем и стала конституция, которая впоследствии превратилась в неотъемлемый атрибут суверенного государства. В современном мире конституции есть практически во всех государствах, которые претендуют на право называться демократическими. Исключение составляют некоторые абсолютные монархии, которые сегодня существуют в современном мире.


– В юридической науке и практике конституция выступает как основной, главный закон государства, который регламентирует важнейшие с точки зрения государства общественные отношения, к которым относятся основы общественного строя и политики, правового положения граждан, государственного устройства, организации и деятельности органов власти, определяет государственные символы, – начинает рассказывать Олег Стець. – Конституция любого государства это ее лицо, ее паспорт.
– Нынешняя Конституция является первым украинским опытом конституционного законотворчества за время независимости, – подключается к нашему разговору Виталий Олюха. – Документ как продукт определенного общественного компромисса, содержит много положительных норм, необходимых для развития демократического общества. Вообще нормы Конституции Украины являются взаимодополняющими, что свидетельствует о совершенстве законотворческой техники. Например, статья 43 устанавливает право на труд, но многие наши земляки, да и не только, которые не смогли реализовать его в полной мере, взамен воспользовались правом, установленным ст. 33 свободно оставлять территорию Украины. И поехали уже за границей реализовать свое право на труд. Это жестокая реальность.
– Как в нынешней Конституции отражено право собственности и развитие Украины на рыночных отношениях?
В.Олюха: Статьей 1 Конституции Украины провозглашается, что Украина является суверенным государством. Необходимо отметить, что государственный суверенитет обеспечивается не в последнюю очередь мощной экономикой. Основной закон содержит ряд статей, которые закладывают правовую базу развития отечественной экономики на рыночных принципах. Поэтому остановимся на таких нормах.
Статьи 41 и 42 Конституции Украины фиксируют право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной творческой деятельности и право на предпринимательскую деятельность, ограничение монополизма и обеспечение конкуренции. Следовательно, является правовой основой для свободной экономической деятельности, предпринимательства, а также использования в процессе предпринимательской деятельности собственных имущества, имущественных прав и прав на объекты интеллектуальной собственности. Или привлекать их у других лиц. Хотя статья 41 Конституции Украины прямо фиксирует лишь право частной собственности, но косвенно признает и право государственной и коммунальной собственности, определяя право пользования гражданами соответствующими объектами. Также право государственной собственности упоминается в Конституции в п. 36 статьи 85 относительно полномочий ВР Украины утверждать перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, а также в п. 5 статьи 116 относительно полномочий КМ Украины по управлению объектами государственной собственности. Все указанные формы собственности являются равноправными.
Уважаемые учёные, что вкладывают сейчас в понятие «национальное богатство»?
В.Олюха: В Конституции Украины понятие «национальное богатство» касается только земли (статья 14 Конституции Украины прямо называет землю национальным богатством, которое нуждается в особой охране со стороны государства). Но хочу сказать, что проблемы нашего общества порождаются и тем, что мы забываем о необходимости развития не только личности, но и украинского общества в целом или его составляющих. Например, города. И нашего Кривого Рога  в том числе. Необходимо осознавать, что это тоже общественное благо. При таком подходе и понятие «национальное богатство» можно использовать в значительно более широком восприятии. Признается в Конституции Украины и право собственности народа Украины, хотя и несколько декларативно. К примеру, ст. 13 Конституции Украины определяет, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы в пределах территории Украины являются объектами права собственности Украинского народа.
Как криворожане как представители народа могут осуществлять своё право собственности?
В. Олюха: Фактически указанные ресурсы используют в своей предпринимательской деятельности для получения прибыли мощные субъекты хозяйствования. Это ярко можно проследить на примере Кривого Рога. Мощные предприятия используют недра, воздух, воду, но криворожане не получает от этого надлежащей выгоды. В этом плане можно говорить разве что о создании рабочих мест. Более того, происходит загрязнение окружающей природной среды. Можно ли в таких условиях говорить о достижении общественного блага? Представляется совершенно недостаточным конституционное положение, что от имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ведь общество при таких условиях не имеет надежных механизмов контроля за тем, как реализуется право собственности народа на природные ресурсы.
Из сказанного вами делаем вывод, что нужны изменения в Конституции. Какие ещё статьи, по-вашему, необходимо было бы усовершенствовать?
В.Олюха: В Основном законе определенным образом заложены правовые основы государственной безопасности. Например, экономическая, энергетическая, информационная и инновационная безопасность общества и государства закреплена в ст.17 Конституции Украины. Определенной проблемой является зафиксирована в ст. 54 свобода научного и технического творчества. Но ведь такая свобода не может быть безграничной! Особенно учитывая уровень развития современных технологий, которые могут причинять вред, как отдельным людям, так и обществу в целом. Например, создание новых вирусов. Развитие генной инженерии, нанотехнологий тоже ставит проблемы перед обществом.

Интересно знать
Первой конституцией в современном понимании была Конституция США, принятая в 1787 году. Она действует до сих пор. Считается, что это самая стабильная конституция в мире. За более чем 200 лет существования в ее первую часть было внесено лишь 27 поправок. Поправки к Конституции США принимаются голосами двух третей членов палат Конгресса (парламента) или специально созванного Конституционного конвента. В обоих случаях поправки должны быть ратифицированы законодательными собраниями или конвентами трех четвертей штатов. От 1917 года в США устанавливается срок для сбора необходимого количества голосов штатов. В случае несоблюдения срока поправка считается отклоненной. Ранее процедура ратификации растягивалась надолго. Например, процесс сбора голосов штатов в пользу XXVII поправки был начат в 1789 году, a необходимых 38 голосов штатов было набрано лишь в 1992 году. Таким образом, процесс ратификации продолжался более 200 лет. Вторая часть Конституции США часто дополняется новыми поправками, параграфами и биллями.

А вот такой к вам вопрос: можно ли назвать Конституцию Украины стабильной?
О. Стець: По-научному конституции классифицируются по различным критериям. Так, в зависимости от порядка принятия, внесение изменений и отмена конституции делятся на гибкие, жесткие и смешанные. В гибких конституций этот порядок мало чем отличается от порядка, предусмотренного для всех других законов. В основном разница заключается лишь в количестве голосов депутатов парламента, необходимого для принятия, изменения или отмены конституции. Если для текущего закона достаточно простого большинства голосов (50% голосов + 1 голос), то для конституции этого мало. Необходимо собрать квалифицированное большинство (не менее двух третей голосов в парламенте).
Для принятия, изменения и отмены жестких конституций нужно не только большинство голосов депутатов, но и выполнение ряда дополнительных процедур. В Конституции Украины разделы I «Общие положения», III «Выборы. Референдум», XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины» могут быть изменены только Всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины. Остальные разделы Конституции Украины меняются конституционным большинством в Верховной Раде Украины.  При условии предварительного предоставления соответствующего заключения Конституционным Судом Украины. Поэтому многие из ученых-конституционалистов считают Конституцию Украины в порядке внесения изменений в нее смешанной. Нет ничего плохого для Основного закона государства, если текст Конституции постоянно обновляется, дополняется или изменяется. Для того, чтобы Конституция не была фиктивной, и не превратилась в декларацию, для того, чтобы отвечала требованиям общества и государства она должна жить, реализовываться, быть реальной, идти в ногу со временем.
Является ли на сегодня Конституция Украины объединяющим и стабилизирующим фактором в обществе?
О.Стець: Тот факт, что Конституция призвана закреплять и регулировать важнейшие общественные отношения, говорит о ее ведущем месте в системе законодательства страны. Каждая отрасль законодательства имеет своей исходной точкой то или иное положение Конституции. Например, такая широкая и многогранная отрасль, как трудовое право, базируется на статьях Конституции Украины, закрепляющие права на труд, отдых, предпринимательскую деятельность. Поэтому, внесение любых изменений в Конституцию Украины должно быть взвешенным и выдержанным. Конституцию нельзя использовать как носовой платок, которым можно вытирать нос. Это основополагающий документ государства и общества. Поэтому любые действия Конституции могут вызвать недовольство в обществе. Конституция как Основной Закон государства ни в коем случае не должна служить инструментом для определенной прослойки граждан или власти, или оппозиции. Она должна быть основой для развития гражданского общества и формирования правового государства, отвечать требованиям общества, защищая права всех граждан, защищать конституционный строй, и быть гарантом суверенитета, независимости, демократии в государстве, служить гарантом стабильности в Украине как государства-участника международного сообщества.
С целью достойного празднования исторического значения Конституции независимой Украины в утверждении ее суверенитета и построении демократического, социального и правового государства день принятия Конституции Украины является государственным праздником Днем Конституции Украины, что нашло свое закрепление в Основном законе нашего государства.

Николай Крамаренко


Комментариев нет:

Отправить комментарий