вторник, 5 сентября 2017 г.

Тот, который не уехал Собственный корреспондент телевидения «Останкино» и ОРТ Геннадий Климов: «Украинская журналистика стала легковесной, и в этом проблема»


Российский журналист Геннадий Климов в профессии с 18 лет. Был в своё время самым молодым в СССР собкором программы «Время». Почти до 40 лет работал в Оренбургской области. Как человек чрезвычайно пытливый, объездил по журналистским делам почти весь Советский Союз. В 1988 году Геннадия как успешного телерепортёра решили поощрить. Предложили на выбор работать в «Комсомольской правде» или на Гостелерадио. Он уехал на Украину собкором по Днепропетровской, Запорожской и Кировоградской областям.
То время было чрезвычайно насыщенное и бурное - Гостелерадио сначала преобразовалось в российское «Останкино», а позже - в ОРТ (Общественное российское телевидение). Увеличился и объём работы у репортёра Климова - вынужден был освещать жизнь уже пяти областей - добавились Луганская и Донецкая. Как настоящий профи, Геннадий Иванович был всегда в чаще событий. Частенько приезжал и в Кривой Рог. Его всё интересовало: красные криворожские воробьи, передовые методы работы металлургов, горняков, обувщиков (была когда-то хорошая обувная фабрика в нашем городе) и даже организованная мной журналистская акция, направленная на борьбу с «бегами» подростков «Разоружаемся!». Тогда-то мы и познакомились, стали добрыми друзьями. 

Когда отношения между Украиной и Россией начали заметно холодать, московское теленачальство предложило Климову ехать собкором ОРТ по Воронежской области. Он отказался. Двое его коллег уехали, а он остался. Но уже без должности…
- Геннадий Иванович, вы действительно душой и сердцем прикипели к Украине?
- Большую роль сыграло то, что корни мои украинские. Бабушка родом с Харьковской области, дедушка - с Полтавской. Но по столыпинскому указу они были ещё детьми с родителями переселены в Оренбуржье. И много таких, как они, очутились не по своей воле в этом крае. Там теперь целые поселения украинцев. Они до сих пор придерживаются своих обычаев, чтят культуру. Так как в Оренбургской области отбывал солдатчину Тарас Шевченко, сколько помню, проводится прекрасный праздник «Шевченковский март». Жил там и большой исследователь и пропагандист творчества великого Кобзаря, писатель, лауреат Шевченковской премии Леонид Большаков (уроженец Черниговской области). Он написал много монографий, книг о жизни Шевченко. В общем, край глубоко пропитан украинским духом.
- А какие у вас впечатления о первых встречах с Украиной?
- Еду поездом, смотрю в окно. Мелькают деревья побеленные, хатки, не очень роскошные, но такие аккуратненькие, все в цветах. Видно, что тут живут трудолюбивые люди.
Ещё мне с самого начала работы понравились украинские песни и юмор. Особенно анекдоты. Сочные такие, меткие. Расскажут их на русском - совсем не то восприятие получается, многое теряется.
- Вы брали интервью у многих известных людей, руководителей страны. Кто были герои ваших телесюжетов?
- Не раз встречался я по работе с Леонидом Кравчуком, Леонидом Кучмой, Владимиром Щербицким… Владимир Васильевич запомнился мне скромным, уважительным, но масштабным человеком. Запросто подходил к журналистам, интересовался впечатлениями об увиденном на производствах. Мы к нему могли обратиться с вопросом, так как 2 - 3 охранника его совсем не закрывали. Теперь же цепи телохранителей надо преодолеть, чтобы приблизиться к первому руководителю государства. Да у тебя ещё и переспросят, о какой проблеме будешь говорить. Достойным человеком мне показался Щербицкий. Он был человеком советской системы. А что его сегодня хают, так я этого совсем не поддерживаю. Политика-фигуру надо рассматривать в контексте того времени, в котором он жил, а не с позиции сегодняшнего дня.
С Вячеславом Черноволом у меня была приятная встреча в Днепродзержинске. Темпераментный человек, но вот не злобный, душевный. Глаза светятся добротой. Протягивает мне руку, тепло здоровается, хотя знает, что это «рука Москвы».
Довольно интересным хозяйственником мне показался и ваш Гутовский, Григорий, кажется, его звали. Так увлечённо, со знанием дела рассказывал о Кривом Роге. Только любящие люди могут восхвалять свой край.
Даже Павел Лазаренко остался в моей памяти колоритной фигурой, человеком дела. Ставил самые разные задачи и добивался их выполнения. Я, конечно же, не оправдываю, не хвалю его двойную жизнь, за которую он и пострадал. Но вот сожалею, что именно такого образца руководитель не поработал на благо народа Украины. Сейчас же руководители приблизительно такой величины по должности какие-то аморфные, не волевые. Все оправдываются перед людьми: это не могу сделать, то не могу решить. Смотришь на них, и даже как-то жалеешь их, беспомощных.
- Вспоминаю, как вы в «Прожекторе перестройки» заступились за одного бригадира. Не интересовались его судьбой?
- Это был бригадир, инициативу которого зажимали, с днепропетровского завода им. Карла Либкнехта. Это Яков Безбах. Он нынче большой человек - народный депутат Украины.
А однажды после моего выступления даже комиссия Верховного Совета СССР заседала. А я просто сообщил на весь Союз, что в Запорожье почему-то длительное время легковые автомобили не разгружаются с железнодорожной платформы, а в то время легковушки были большим дефицитом.
- Геннадий Иванович, видите ли, тогда живо реагировали на критику, не то что сейчас - кричи не кричи…
- Но я вам скажу, что и журналистика в Украине стала какая-то легковесная. Не ёмкая, не мощная. Согласны?
- Да конечно же согласен. Много продажности в ней, восхваления первых лиц до приторности.
- Раньше такого точно не было. Самое удивительное, и в этом беда, что эти первые лица верят в слова горе-корреспондентов, что они такие талантливые и незаменимые. Нужно уходить от приторных комплиментов власти. Вот мой совет.
- И что же делать?
- Секретов особых нет. Хорошенько думать, о чём ты пишешь, о чём снимаешь репортаж. Чтобы хорошо писать, нужно и мыслить хорошо. Выбирать главную тему-проблему для города, страны и размышлять над ней. Предлагать пути решения актуальных вопросов. Ну и главное - не показывать действительность в перевёрнутом виде. Ведь правда в большом и малом должна быть подлинной.
- В Украине на телеэкранах сегодня больше шоу приветствуются. Да ещё и с заезжими журналистами. А у нас что, своих нет? Как вы считаете?
- Мы почему-то не ценим своих. Верим, что у «старшего брата» они талантливее. Показательный пример с Дмитрием Киселёвым. Его пригласили в Украину, везде показывали, деньги просто огромные платили, а он подспудно или напрямую хаял Украину. Он сегодня главный антиукраинец в Москве. Но для думающих журналистов он так и остался обмылком от журналистики. Я вот работал с просто блестящим корреспондентом Украинского радио Александром Семёновичем Токарем. Горжусь этим. Валентина Орлова - чудо-радиожурналист!
- Тянет на родину в Оренбуржье?
- Да тянет, тянет. У меня же там родни много. Бабушка Феня была мать-героиня, и там только двоюродных братьев и сестёр - 27! И в Крым хочется поехать. Есть и там родные и близкие. Но после оккупации мы на полуостров ни ногой. И не поедем, пока он будет российским. О Крыме у меня самые добрые, тёплые и трепетные впечатления. Ведь я пять фильмов о нём снял!
- Как живёте сегодня?
- Много пропадаю в селе Раевка. Там я построил хату гарну, всё в ней есть. И детям, и внукам хватит. Не место, а рай. Полюбил я очень украинское село. Да, собственно говоря, село я любил всегда больше, чем город. В городе деревья - «столбы», а в селе каждое имеет свою историю. Деревья какие-то особенные. Жизнь в Украине продолжается.
Николай Крамаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий