Гость «Домашней газеты»
Марьяна - одна из немногих в нашем большом городе ярких, талантливых,
представительниц современной украинской литературы, которую можно ставить в
один ряд с такими писателями, как Ирэна Карпа, Юрий Андрухович. Из-под её пера
рождается женская, точнее - «Дівчача» лирика: «Я таке дівча, я така поетка».
– У вас такой красноречивый литературный
псевдоним - Невыликовна. И первый поэтический сборник «Ключи» посвящен
«неизлечимо больным чем-то или кем-то». Так кем или чем вы сами «неизлечимо
больны»?
– Ой, многим. Я вообще очень дорожу всеми моими «болезнями». Я больна поэзией, литературой вообще, своей страной, профессией - я психолог. Больна состраданием и чуткостью к другим.
– Почему «Ключі>?
– Ключ - это не металлическая палочка для
отпирания дверей. Это – код, путь к чему-то. В данной
ситуации – ключ к пониманию себя, своих
чувств, страхов, обид. Я очень долго мысленно шла к выходу этого сборника. Мне
хотелось, чтобы он мне самой по-настоящему нравился. Ведь вкусы у всех разные,
и это нормально, когда кому-то твой труд не по душе. Поэтому главным критерием
стало то, чтобы у меня самой к сборнику не было претензий. Сначала я детально
продумала оформление: что на одном развороте – один
ключ и одно стихотворение, что будет обратный отсчёт страниц, что будет
страница для подписи. И тут же стартовали поиски иллюстратора, а точнее
иллюстраторши – сработала интуиция, что девушка
поймёт глубже. Очень благодарна Ирине Думиной –
керчанке, которая нарисовала ключи.
– Что скажете относительно обратного
отсчёта страниц в сборнике?
– Этот сборник для меня самой имеет
эффект взлёта ракеты или взрыва бомбы. Работа над его составлением была для
меня сложной: перечитывание-переживание-пережовывание стихов заново подняло
грязь с дна реки моей души. Когда окончила, внутри была постядерная пустота.
– На фестивале «Руді тексти» криворожские
поэты и поэтки имеют замечательную возможность презентоваться, ведь приезжает
очень много гостей из других городов, криворожских почитателей поэтических
строк. Не так ли?
– Фестиваль действительно хорош. Я
постоянно слышу об этом и от участников, и от зрителей. Но я поняла намёк о
«презентоваться». Да, действительно я торопилась выдать свой сборник до фестиваля.
Ведь после первого у меня не было никаких сомнений, что этот фестиваль – мощнейшая возможность заявить о себе в поэтическом пространстве Украины.
Хотя формально я не проводила презентации. Я просто держала свои «Ключі» в
руках во время выступления. И этого хватило, чтобы о них заговорили. Кстати до
«Рудих текстів» я успела «презентоваться» со сборником на фестивале во Свирже.
Так что не считается!
– Как выбираете темы? Как приходит
вдохновение? В ваших стихах читаю: «...я щоразу шукаю привод, щоб жити далі...»
– Вдохновение приходит рано утром на
мягких лапках, щекочет усиками и просит свой завтрак. Это мой кот Онысько.
Ничто другое так сильно сейчас не побуждает меня жить, действовать, включаться.
Но если говорить относительно стихотворений, то никакого вдохновенья НЕТ. Есть
отчаянье. Такое, когда другие разбивают кулаки о стены, рыдают, сходят с ума.
А я пишу стихи. Или они меня пишут. Никак не разберусь. Носишь их в себе,
носишь, будто беременная. Игнорируешь, держишь себя в руках, отказываешься
писать все эти слова из своей головы. А потом не выдерживаешь - и пишешь,
пишешь... Это будто зависимость. Или вот хотите аналогию? Скажем, у вас
какая-то болезнь на коже, а вы вместо того чтобы лечить берёте и вырезаете её
вместе с кожей - пусть живёт себе отдельно. Что-то подобное я чувствую после
написания стиха. Это хирургия собственных мыслей. Вынуть и обезвредить.
– Почему ваши поэзии начинаются с
маленькой буквы?
– Я как-то и внимания не обращала. И
вообще не настолько серьёзно к ним отношусь, чтобы править технические вещи:
шрифты, отступы, абзацы... В моих стихах и точка не везде поставлена. Пока
никому не мешало.
– Ваши впечатления о фестивале «Руді
тексти»? Кстати, почему фестиваль так назвали?
– О! Ну, название удачнейшее! Оно очень
точно отражает «криворожскость». С её рыжими лужами, рыжими птицами, целыми
рыжими жилмассивами!. И тексты у нас тоже особенные, «рыжие». Идея назвать
фестиваль именно так возникла у нашего земляка – поэта
всеукраинской величины Максима Кабира, а Ольга Хвостова поддержала. Мне
кажется, что попали в точку. Вообще это уже классика – называть фестивали загадочно и слегка странно. Лично для меня этот
фестиваль много значит. Ведь в прошлом году именно на нём я выступила перед
криворожскими поэтическими гурманами впервые. Меня даже «обозвали» открытием
года. Но дело даже не в этом: фестиваль крут сам по себе. Мне есть с чем
сравнивать, потому что я за год побывала уже на многих других. И такую «домашность»,
какую предлагают «Руді тексти», не сыщешь нигде. В этом году были изменения.
Новое место, новый состав. Мне показалось, что и новая концепция программы.
Теперь фестиваль предстал не просто в виде поэтических чтений, а пригласил
молодёжный театр «БаоБаБ» для креативного сопровождения, криворожские группы
(«Майна», «Кафедра зелёной музыки», «Шепіт Нагвалю», «Лаборатория № 9»,
организовал выставку художников. В этом году мы не только могли на других
насмотрелись - я имею в виду ту массу приглашённых поэтов, которые выступали
на фестивале, - но и показали себя! Причём было что показывать: и презентацию
альманаха «Символ», и награждение победителей конкурса-рейтинга «Книга года в
Кривом Роге». Организаторы выбрали замечательное место - парк имени газеты
«Правда». С акустикой, может быть, не всё было в порядке. Но те, кто могли всё
слышать, были очень довольны. Открывал поэтическую часть фестиваля
криворожанин Валерий Карч нерядовой поэт, музыкант группы «Кафедра зеленой
музыки». Потом в два блока выступали приезжие поэты из Киева, Донецка,
Днепропетровска, Запорожья, Симферополя, а также криворожцы - я и Любовь Баранова.
На следующий день Максим Кабир провёл поэтический слэм. В нём приняли участие
много «наших», а среди них телеведущая Неля Назарчук и лидер группы «Майна»
Андрей Чей. Кстати, он и победил в слэме.
– В этом году вы вместе с запорожским
поэтом Владом Кленом провели литературный вечер с чтением собственных поэзий.
Вам всё удалось?
– Немного переживала, многих ли это
заинтересует. Но опасения оказались напрасными. На литературном вечере
побывало не менее семидесяти человек, лица которых выражали отнюдь не
разочарование. Вечер проходил в Доме художника по приглашению Петра Рябоконя
- художника, живущего в этом доме. Сама атмосфера помогала. Да и мы с Владом
составили неплохой дуэт: он - такой весь бородатый ироничный дядька, и я -
вся такая трогательная и чувственная.
– В ваших поэзиях нахожу строки «Я
ненавиджу риму, бо втрачається логіка...»
– У многих современных поэтов нахожу игру
«в пятнашки» с рифмой. Это меня немного раздражает: рифма не должна быть
притянутой. Меня часто ругают «матёрые» поэты за то, что у меня где-то не всё
в рифму или не всё в ритме. Мои поэзии – это
как письма самой себе, спасательный круг. Поэтому для меня рифма порой совсем
не важна. Ритм в стихотворение приходит сам собой.
Беседовала Татьяна Крамаренко
Чому не
ти
навіть
на піаніно твоїх клавіш більше.
і ходять
білі, і серце зліва.
і ти
дуже теплий у сніг і у зливу,
та я не
приїду на цьому тижні.
і кеди у
тебе - на вузол охайний
і номер
мобільного на майжериму.
вродливий,
немов тебе вкрали з картини,
але - я
серйозно кажу! – забувай ми.
і
ґудзики в тебе пришиті сумлінно
і маєш
ТАКІ приголомшливі очі
(що
мабуть природа - і та трохи в шоці)
але...
ну...
в цій
справі ти зовсім не винний!..
просто я
на світанку чорнію діезом,
не ходжу
по зебрах, не в дощ парасолю
але як
навчуся складати в бемолі
то
віднайдись за колишнім імейлом;)
* * *
скоро в
НУЛЬ бідолашних емоцій резерви
і, мов
мамонти, вимруть між пауз слова,
дистрофія
роз'їсть вічно заспані нерви...?
несучасна
й немодна бо віра в дива.
маю
дозвіл на те, щоби непослідовно.
маю ваду
влучати без промаху в душу.
«Безнадійна!
ти права, ти невиліковна!» -
вже не
вірю в дива... Та й, по суті, не мушу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий