суббота, 10 мая 2014 г.

С войной покончили мы счёты?


Компетентно

 Профессор истории Криворожского национального университета Виталий Стецкевич: “Многие современные политики просто эксплуатируют славу фронтовиков-победителей”

«Лінію фронту національного порятунку у нас давно вже тримають мертві. А перемогти можна, коли її тримають живі…»
Лина Костенко

Чем дальше от нас уходит в историю великий день – 9 мая 1945 года, тем больше наваливается вопросов. На некоторые из них ответов у нас нет до сих пор. С одной стороны – гордость за великую Победу и осознание того, что если бы не она, то нас бы сущих на этой благодатной земле не было. Не было бы и державы Украина. А с другой стороны – недоумение: почему огромнейший потенциал, который давала Победа, с годами держава, а точнее ее политическое руководство и единственно правящая партия – ВКП(б) – КПСС растеряли. Об этом и многом другом сегодня аргументировано размышляет гость «Домашней газеты», известный в Украине историк, в частности специалирующийся на теме Великой Отечественной войны, профессор истории КНУ В. В. Стецкевич.

О государстве-победителе, которого уже нет


- Отдаленные последствия Великой Победы (В. В. Стецкевич именно так с большой буквы оценивает ее) для СССР оказались ничтожно малыми, - начинает рассказывать наш собеседник. - Особенно с точки зрения использования потенциала Победы для экономического рывка - прорыва результаты которого обеспечили бы народу-победителю огромные социально-экономические и иные блага. Или он не достоин был того? Конечно, невосполнимые потери войны – потери материальные и особенно людские (ценою более чем в 25 млн. человеческих жизней!) – помноженные на голод 1946-1947 гг. ярмом висели и тормозили поступь державы.
Правда, несмотря на эти трудности, государство имело один очень важный компенсирующий фактор: дух и настрой народа-победителя; его энтузиазм и готовность поднять страну и бросить ее в прорыв. Народ, а не просто народ-население, но Народ-Победитель! жил в твердой уверенности, что Победа даст ему новое качество жизни, что настанут грандиозные перемены. Победа народ распрямила и, как говорят специалисты в области социальной психологии, раскрепостила и дала ему Надежду на лучшее будущее, что после Победы жизнь станет стократ лучше. Особенно это касается воинов-фронтовиков. Причастность – непосредственна и прямая – к достижению Победы их окрылила. Не потому ли И. Сталин, как утверждали те, кто встречался с ним непосредственно, воинов-фронтовиков побаивался. И особенно представителей высшего военного командования. Он интуитивно чувствовал, что фронтовики «мозолями своих рук» получили авторитет и уважение народа, которых у него не было. А еще у них была надежда на лучшее. Не потому ли в годы его жизни 9 мая в СССР не был официальным праздником? Странно, что генералиссимус, который считал себя «организатором и руководителем всех наших побед в Великой Отечественной войне» не удосужился официально утвердить день Победы как всенародный праздник воинов-фронтовиков и тружеников тыла, которые добыли ту Победу.
Может быть, поэтому у многих из них и появились слезы на глазах. Слезы были - праздника не было.
Глухое недовольство от несбыточности этих надежд и, особенно от того социально-экономического, бытового и духовного состояния, в котором жила страна-победитель в послевоенные годы, буквально подтолкнули новое политическое руководство на возрождение в 1965 г. всенародного праздника Дня Победы. Это была и своеобразная реабилитация воинов-фронтовиков, поднятие их статуса в советском государстве. И это было правильно: праздник сделали всенародным! Ярким и светлым! Но делалось это не бескорыстно: политическое руководство (читай руководство КПСС) хотело таким образом снять определенное напряжение, отвлечь народ от, мягко говоря, неубедительных социально-экономических достижений и использовать фронтовиков как надежный политико-пропагандистский ресурс. С 60-х годов и до настоящего времени продолжается откровенная «эксплуатация» славы фронтовиков-победителей политиками. Практически все современные политические партии Украины (даже «Свобода», у которой, правда, свои герои – воины УПА) пытаются максимально привлечь на свою сторону тех – уже немногих оставшихся в живых – действительных воинов-фронтовиков. Не забывают продемонстрировать и свою заботу о них; сообщить будущим избирателям, что они помнят о славе отцов-победителей…

«Важко розпізнати в теперішніх ветеранах колишніх героїв. Старі люди, як сушені гриби, всі однакові. Тим більше, що роздратовані, що бідують, що в переважній більшості ностальгують за СРСР. Але це їхній День. У цей день їм велика шана: 20 гривень до пенсії, 10 хвилин дармових телефонних розмов, а в одній із лазень безкоштовний вхід. Їх вітають, їм дякують, їх погодують солдатською кашею і видадуть фронтових 100 грам. А ввечері потривожать небо салютом.
На базарних розкладках продаються бойові ордени і медалі – чиїсь вдячні онуки хочуть заробити на славі своїх дідів.
І стара підрихтована каска з дірочкою від кулі. Для товарного вигляду хазяїн її пофарбував»
Лина Костенко з роману «Записки українського самашедшого»

- А их все меньше и меньше среди нас, - продолжает рассказывать Виталий Викторович. -  Да оно и не удивительно: тем, кому в 1945 году было 17-18, сегодня уже далеко за 90. Поэтому и не видим уже колон воинов-фронтовиков, увенчанных десятками орденов и медалей. Оттого и слезы на глазах и горечь в душе. Время беспощадно. Редеют ряды и свидетелей войны, тружеников тыла, которые тоже внесли свою лепту в достижение Победы.
Было и государство-победитель. Но и его уже нет. Но почему оно не прошло испытание временем? Ведь в статусе державы-победителя оно «прожило» всего-то 46 лет. Для государства это не возраст. Не выдержало бремени славы?
По видимому, тут сработал целый комплекс причин. И одна с таких состоит в том, что политическое руководство страны решило, что Победа показала нерушимость этой «первой в мире державы рабочих и крестьян». Поэтому все ресурсы, которые дала Победа, не были мобилизованы для внутренних трансформаций и укрепления державы изнутри. Вместо этого, значительные ресурсы - от экономических до политико-идеологических - были направлены вне государства, в т.ч. и на расширение зоны влияния; лагеря социализма и т.п.
Опыт истории учит: государство-победитель, которое не может использовать ресурсы побед для внутреннего развития, обречено на гибель. Особенно, если такое государство имперского типа, т.е. государство, которое почивает на лаврах, мыслит категориями расширения влияния и присоединения все новых и новых территорий.
Вот и имеем исторический факт-парадокс: из коалиции государств-победителей исчез с политической карты мира только СССР. И не просто держава-победитель, но государство, которое внесло наибольший вклад в достижение Победы. Кстати и цену за нее в измерениях человеческих жизней оно заплатило самую высокую.
… А в то же время побежденные государства – Германия, Япония, Италия – вопреки огромной цене заплаченной за военный проигрыш, несмотря на моральный гнет позора, смогли использовать факт поражения как могучий мобилизационный ресурс для поднятия с колен, для морального переосмысления своей роли во Второй Мировой войне и даже для морального очищения (немцы – от идеологии национал-социализма, итальянцы – от фашизма, а японцы – от имперских амбиций и планов господства в Азии). Это сыграло в конце-концов огромную роль: поднялись с колен и стали мировыми лидерами и прочно «стоят» в десятке ведущих держав мира. А СССР – государство-победитель сошло с дистанции.
Конечно, свою главную миссию оно выполнило: спасло народы СССР от рабства и физического уничтожения. Напомню: в планах нацистов не только ромам (цыганам) и евреем не было места на земле; в Рейхе не было места и большинству славян, к семье которых и украинцы принадлежат.
В свое время развал СССР Путин назвал самой большой катастрофой ХХ века. Но для Путина эта мысль - повод к воссозданию СССР? И Крым только начало реализации его планов? Похоже на то. Для меня же развал Союза повод для анализа, для осмысления феномена распада державы-победительницы, для постановки десятков вопросов и поисков ответов на них.

Аргументировано об украинском вкладе в Победу

Еще большим раздражителем и побудителем к нашему разговору стала и сегодняшняя ситуация в Украине и, по сути, необъявленная нам война и особенно безцеремонное отлучение от Победы Украины и ее граждан-фронтовиков Путиным: «…а мы бы и без Украины победили!».
- Откровенный цинизм и высокомерие (имперское высокомерие), надменность с коими Путин  бросил эту фразу шокирует, - говорит профессор. - Если бы это сказал неуч незнающий истории военного лихолетия 1941-1945 гг., не знающий, что Украина вынесла неисчислимые тяготы оккупационного режима (чего не знали многие другие регионы СССР, в том числе и Российская Федерация) и все ужасы боевых операций, которые дважды прокатились украинскими землями, то это можно было бы и простить. Но глава державы, претендующий на статус мирового лидера и государства носителя наилучших моральных ценностей (православного толка), хранительницы исторической памяти и правды о минувшей войне (а в последнее время Москва стала настойчиво навязывать научному сообществу историков свои оценки событий 1939-1945 гг.) это безнравственно и оскорбительно! За такое в ХІХ в. вызывали на дуэль. Ибо «заявление барина-царя», - которого кстати в советское время учили, что «Победу мы ковали единой семьей» - это хамское оскорбление всем украинцам, которые реально вносили на ратном поле и в тылу посильную лепту в Победу. Но прежде всего оскорбление светлой памяти тех миллионов и миллионов, которые сложили свои головы во имя общей Победы. В том числе и оскорбление тем фронтовикам, которые уже после 1945 г. ушли «в миры иные». Но и тем, кто еще жив. Это оскорбление и моему отцу (который встретил День Победы, но молох войны «догнала» его уже 13 мая 1945 г.), его братьям, мне – не дождавшемуся отца с войны… Это оскорбление всех граждан Украины, но еще и вызов.
В конце концов: кто дал Путину право на приватизацию Победы (похожую на рейдерский захват) и отлучение всей Украины от таковой? Понимаю, что вопрос риторический, потому что это проявление не безграмотности, необразованности или невоспитанности. Это имперское высокомерие и этакая хамоватость и ухарство – вот как мы их! Это и глумление над украинским вкладом в общую Победу. Отсюда, кстати, и его небрежные оценки и самого существования Украины как государства (в Бухаресте на саммите НАТО он сказал об Украине: это «недогосударство»…) и этнических украинцев, этаких «неофашистов», которые только и думают, как бы построить «Бандерштадт».
Правда, Путин, несколько «смягчил» и добавил «…это нисколько не преуменьшает значение в общей победе республик бывшего Союза».
Не соглашусь. Это как раз преуменьшает и более того оскорбляет. Хотя бы уже потому, что главное, что он хотел сказать российским слушателям, заключено в следующей фразе: «Мы (т.е. россияне – авт.) все равно бы победили, потому что мы страна победителей». Кстати: вот так начинаются фальсификации и переписывания истории «под себя».
История не знает сослагательного наклонения. Это азбучная истина. А о вкладе Украины в общее дело Победы ответим языком документов. Итак, республика в годы войны дала действующей армии более 7 млн. человек, что составляло почти 23 процента личного состава Вооруженных Сил СССР. Напомню, что более 3,5 млн. из числа этих защитников Родины погибли на фронтах войны, т.е. практически каждый второй… А на завершающем этапе войны, когда в ходе освобождения украинских земель начались тотальные мобилизации, личный состав всех четырех Украинских фронтов состоял на 60-80 процентов из жителей УССР! В целом украинское население было вторым за представительством в действующей армии после Российской Федерации. Из 9 284 199 наград, полученных воинами в 1941-1947 гг., украинцам принадлежало 1 710 766 орденов и медалей.
Но скорбный мартиролог был бы неполным, если бы мы не сказали и о миллионнах гражданских лиц, жизни которых унесла война. Общие потери Украины ученые оценивают в 8 млн. человек. Или 19,1% всего предвоенного населения республики забрала война. Некоторые ученые называют цифру 10 млн., поэтому в украинских церквях 9 мая будут бить колокола 10 раз в память об этих жертвах. По абсолютным и относительным потерям Украина «вышла» на второе место. Она уступает по абсолютным цифрам только России, а по относительным Польше, у которой погибло 19,6 процентов ее граждан.

Вот тот – только в измерениях человеческих жизней! – вклад Украины в Победу, которая действительно имела неоценимое значение для судеб страны. Она – эта Победа – имела и имеет огромное цивилизационное значение!. Неоспорим вклад Украины в победу и в материально-техническом, сырьевом, интеллектуальном, продовольственном и других измерениях. И вычеркнуть из истории эту немалую и неоспоримую лепту Украины невозможно. Все 15 союзных республик внесли свои доли в Победу. 

Николай Крамаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий