среда, 6 января 2016 г.

Знакомьтесь: Андрей Комисаренко, музыкант-философ

На днях в Криворожском историко-краеведческом музее открылась выставка «Музыкант. Писатель. Философ». Это творческие и научные наработки автора 15 научных статей по философии музыки Андрея Комисаренко. Некоторые из его работ были опубликованы в Польше и США. Выставка будет проходить до 10 января.
- Расскажите, для ваших потенциальных почитателей, что представляет собой ваша выставка?
- Условно она разделена на три части: музыка, литература и философия, где представлены мои литературные публикации в художественных изданиях, научные статьи по теме диссертационного исследования, ноты музыкальных произведений, текст диссертации, фото и аудиоматериалы. Там увидите и некоторые мои любительские картины, нарисованные во время прослушивания разных композиторов. В целом, это итог научно-творческой деятельности за последние 20 лет, мой жизненный отчёт.
- Какой из представленных экспонатов, на ваш взгляд, самый уникальный?
- Пожалуй, австралийский народный духовой инструмент диджериду. Австралийские аборигены используют его в сакральных магических ритуалах для изгнания злых духов. Его звучание чем-то напоминает звучание нашей украинской трембиты. Я коллекционирую музыкальные инструменты. Дома есть разные трещётки, колокольчики, кастаньеты, глиняные свистульки, струнные и щипковые инструменты. Правда, часть коллекции я подарил городскому музею.
- А какие главные идеи вложили в своё творчество?
- Это общечеловеческие ценности, бытие человека, проблема реализации индивида в социуме. Ну и, конечно, главные темы моей поэзии - любовь, жизнь и смерть. Например, центральным произведением моего музыкального альбома считается металл-симфония № 1 «Libertas» (ми-минор). Название переводится как «свобода». Я попытался языком музыки отобразить сущность свободы личности, демократии и прав человека, за которые необходимо бороться. Скажу вам, что занятие наукой повлияло на моё литературное и музыкальное творчество. Это взаимосвязанные, единые процессы.
- В своей диссертации вы затрагиваете проблему музыкального мышления. Насколько сложна и раскрыта эта тематика в современной науке?
- Проблема философии музыкального мышления и музыкального разума - мало исследуемая область. Основные работы, которые встречаются в данной сфере, касаются либо музыковедческих проблем, либо истории становления музыкального искусства в целом. Исследования относительно философского осмысления сущности и структуры данного феномена либо неполны, либо однобоки, или в них мало философского, а больше музыковедческого.
В своей научной работе я подразумеваю под понятием музыкального мышления творческую способность нашего разума производить логические операции над интонацией. Именно живая, естественная интонация - сердце живой, настоящей музыки.
- Ваша авторская органная музыка была реально исполнена в органном зале на настоящем органе. Это правда?
- Да, это была апробация моих диссертационных исследований. В Днепропетровском доме органной и камерной музыки 16 апреля 2009 г. прозвучали мои «Прелюдия и фуга ля-минор» и «Адажио си-минор». Исполнила эти произведения лауреат международных конкурсов, выпускница Московской консерватории Наталья Летюк.
- Как вы создаёте музыку? Есть ли какие-то секреты или технологии?
- Как создаётся музыка - это загадка. К примеру, я начинаю творить новое произведение со свободной импровизации. В процессе хаотичного перебора разных комбинаций вычленяю яркие мотивы и интонации, потом привожу их в осмысленную структуру и довожу до полного совершенства.
Но творческий процесс, в моём понимании, - это всегда живая деятельность, в которой должны проявиться оригинальность и неповторимость автора-композитора. Музыка прежде всего должна нести настроение и эмоцию, облечённую в целостную, завершённую форму. И вообще, как мыслит композитор - звуками, числами или правилами гармонии? Это поистине очень сложная философская проблема. К примеру, глухой Бетховен мог, вероятно, писать музыку не только по слуховой памяти, но также опираясь на правила музыкальной логики и математико-гармонических конструкций.
В своей диссертационной работе я указываю на то, что гармония - это высшая математика, а полифония - это геометрия феномена музыки. Я не просто создаю новое музыкальное произведение, я словно выстраиваю новый дворец или собираю очень сложный механизм.
- Какие слова вы хотели бы передать читателям, поклонникам вашего творчества, студентам?
- Спасибо всем, кто меня поддерживает, помогает реализовывать моё творчество. Отдельное спасибо моим родственникам и работникам музея, которые помогли в организации выставки. А студентам могу посоветовать хорошо учить философию, потому что она - ключ ко всем остальным наукам.
Николай Крамаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий