четверг, 22 сентября 2016 г.

Криворожский мастер по художественному лозоплетению Пётр Герасименко: «Вся душа моя в лозе и в музыке!»

  
Несказанно богата криворожская земля на чудо-мастеров. Их сотни, если не тысячи в нашем городе. И каждый в своём ремесле отражает древние украинские народные традиции. Среди таких и сегодняшний гость «Домаш­ней газеты» П. И. Герасименко. Он непревзойдённый мастер по художествен­ному лозоплетению, в чём не раз убеждались многие криворожане, посетив­шие выставки его работ на «Аллее мастеров» во время проведения город­ских медового и деревянного фестивалей.
И вот учитывая уникальность его изделий, организационный комитет выше­указанных фестивалей принял решение рекомендовать кандидатуру Петра Иг­натьевича на присвоение ему высокого звания «Майстер народних ремесел України».
«Гуляет у меня фантазия, когда начинаю лозинки заплетать»

Когда заходишь в большую, уютную квартиру умельца, то как-будто попадаешь в музей народного искусства: на полочках, столиках, стенах, телевизоре и даже пиа­нино - плетёные изделия из лозы. И все разные. Нет ни одной похожей. В форме настольных ламп, светильников, абажу­ров, блюд, ваз, хлебниц, миниатюрных корзинок... И что поражает - у каждого из­делия свой художественный узор!
- Если бы я даже и захотел сделать два одинаковых творения, то у меня бы это всё равно не вышло, - улыбается со­беседник. - А вся причина в том, что я люб­лю фантазировать. Просто гуляет у меня фантазия, когда начинаю лозинки запле­тать. В результате оригинальные рисун­ки сами по себе появляются.

Надо сказать, что Пётр Игнатьевич привлечён к лозоплетению, одному из древнейших народных ремёсел, ещё с самого детства. И не по доброй воле. Нужда заставила. Пареньку пришлось помогать плести корзины незрячему отцу (получил травму на работе). Это чтобы большая их семья выжила в го­лодные послевоенные годы. Вот в та­кое тяжёлое время у него и проснулся талант к этому делу.
Петя так наловчился плести на прода­жу корзины, что однажды его работа даже победила в городском конкурсе на луч­шее изделие.
Но талант талантом, а подготовка ма­териала - заготовка лозы, её сушка, об­работка - играет основополагающую роль в красоте, изящности рукотворного изде­лия.
Периодов заготовки лозы наш герой всегда ждёт с особым волнением.
-  Светлые, чистые для меня деньки! - весь аж загорается он. - За созревшей вербной лозой отправляемся, в основном, в первой декаде августа. Маршрут до ме­лочей известен ещё с детства: сначала движемся извилистыми, живописными берегами реки Ингулец, а потом Саксагани. Есть богатые на лозу места в Апостоловском, Широковском районах, в не­которых низовьях Кировоградской обла­сти.
А вот за белой лозой - из плакучей ивы - выезжаем зимой, она созревает ближе к весне. Привезённый домой скарб вмес­те с женой Людмилой Семёновной тща­тельно отбираем, удаляем кору и только потом проводим термическую обработку -  ошпаривание, высушивание. В былые годы мы с отцом лозинки сушили летом на солнце. Следующая процедура - вы­равнивание лозинок на специально скон­струированном мной станочке. Ну и ещё много тонкой работы с природным материалом. Но для меня это занятие со­всем не сложное. Пальцы же у меня чув­ствительные, музыкальные.
Кстати, я делаю вещи, придерживаясь давних традиций украинского лозоплетения. А как же, они родные. И тем ещё до­роже ценятся людьми! Настоящие цени­тели прямо об этом говорят во время по­сещения моих многих выставок.
- В 1956 году вы поступили в Днепропет­ровское музыкальное училище...
-  И просто утонул в музыке. Но, пред­ставьте себе, лозоплетения я не забро­сил. Во время каникул, на выходных при­езжал домой и помогал отцу, Игнатию Демьяновичу, делать формы для корзин и других изделий бытового назначения. А он уже по формам (повторюсь: был слепым) легко заканчивал работу - при­делывал ручки, верх. Я и поводырём был для отца. И не потому, что был самым младшим среди детей в нашей большой семье, а потому что любил его, как и все мои братья. У нас была очень дружная семья.
И даже когда успешно окончил музучилище (занимался у Матвея Либермана - ученика Давида Ойстраха), начал работать педагогом по класу скрипки, я продолжал плести изделия. Но теперь уже не только для продажи, а для души. Скажу ещё и о том, что мой родной дядя Фёдор Демьянович (занимался лозоплетением в Австрии) тоже многому меня научил. Он качественно делал вещи, а я старался ещё круче. Да-да, так и было. Частенько бывало, что многие покупатели на криворожских базарах не верили, что это мои творения. Говори­ли: «Не розказуй, синок, що це твоя кор­зина. Десь купив, а тепер перепро­даєш!»

«Одни знают меня как плетельщика, другие как скрипача, третьи - как мастера по настройке музыкальных инструментов»
Ещё одна яркая страница в биографии Петра Герасименко - музыка. Тридцать лет преподавал в 3-й музыкальной шко­ле, до 40 лет был артистом Криворож­ского театра драмы и комедии им. Та­раса Шевченко и Криворожского госу­дарственного цирка. В театре играл на трёх инструментах: скрипке, скрипке-альт и бас-гитаре, а в цирке - на скрип­ке, шестиструнной гитаре, бас-гитаре и два года за роялем. Его талантливые ученики играют в лучших оркестрах по всему миру. Это Нина Народицкая, Оля Ушакова, Яна Свириденко, Андрей Тулянцев... В цирке встречался с совсем юной Софией Ротару, с непревзойдён­ным Владимиром Высоцким и многими другими звёздами.
Преподавая в музучилище, Пётр Гера­сименко начал ремонтировать своим вос­питанникам музыкальные инструменты.
- И снова меня этому жизнь заставила, - смеётся Пётр Игнатьевич. - Инструмен­ты у детей часто ломались, а ремонтиро­вать их родителям было накладно. Вот и пришлось браться за это тонкое ремесло мне, но уже на безоплатной основе. По сегодняшний день этим занимаюсь. Мне уже немало лет, 77, а ко мне всё звонят директора музыкальных школ и предла­гают ставки мастера по ремонту инстру­ментов. Отказываюсь устраиваться на работу, а вот инструменты продолжаю чи­нить. Не могу их бросить ненастроенны­ми, поломанными. Сделаю, а потом дол­го слушаю звучание. Ухожу из концерт­ного зала только тогда, когда на сердце потеплеет от мелодического звучания ин­струмента.

Слушать чудесного мастера-собесед­ника можно часами. И восхищаться! Так увлечённо работать, жить, творить не ус­тавая дано не каждому. Только избран­ным людям. Одарённым Богом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий