Несказанно
богата криворожская земля на чудо-мастеров. Их сотни, если не тысячи в нашем
городе. И каждый в своём ремесле отражает древние украинские народные традиции.
Среди таких и сегодняшний гость «Домашней газеты» П. И. Герасименко. Он
непревзойдённый мастер по художественному лозоплетению, в чём не раз
убеждались многие криворожане, посетившие выставки его работ на «Аллее
мастеров» во время проведения городских медового и деревянного фестивалей.
И
вот учитывая уникальность его изделий, организационный комитет вышеуказанных
фестивалей принял решение рекомендовать кандидатуру Петра Игнатьевича на
присвоение ему высокого звания «Майстер народних ремесел України».
«Гуляет у меня фантазия, когда начинаю
лозинки заплетать»
Когда
заходишь в большую, уютную квартиру умельца, то как-будто попадаешь в музей
народного искусства: на полочках, столиках, стенах, телевизоре и даже пианино
- плетёные изделия из лозы. И все разные. Нет ни одной похожей. В форме
настольных ламп, светильников, абажуров, блюд, ваз, хлебниц, миниатюрных
корзинок... И что поражает - у каждого изделия свой художественный узор!
-
Если бы я даже и захотел сделать два одинаковых творения, то у меня бы это всё
равно не вышло, - улыбается собеседник. - А вся причина в том, что я люблю
фантазировать. Просто гуляет у меня фантазия, когда начинаю лозинки заплетать.
В результате оригинальные рисунки сами по себе появляются.
Надо
сказать, что Пётр Игнатьевич привлечён к лозоплетению, одному из древнейших
народных ремёсел, ещё с самого детства. И не по доброй воле. Нужда заставила.
Пареньку пришлось помогать плести корзины незрячему отцу (получил травму на
работе). Это чтобы большая их семья выжила в голодные послевоенные годы. Вот в
такое тяжёлое время у него и проснулся талант к этому делу.
Петя
так наловчился плести на продажу корзины, что однажды его работа даже победила
в городском конкурсе на лучшее изделие.
Но
талант талантом, а подготовка материала - заготовка лозы, её сушка, обработка
- играет основополагающую роль в красоте, изящности рукотворного изделия.
Периодов
заготовки лозы наш герой всегда ждёт с особым волнением.
- Светлые, чистые для меня деньки! - весь аж
загорается он. - За созревшей вербной лозой отправляемся, в основном, в первой
декаде августа. Маршрут до мелочей известен ещё с детства: сначала движемся
извилистыми, живописными берегами реки Ингулец, а потом Саксагани. Есть богатые
на лозу места в Апостоловском, Широковском районах, в некоторых низовьях
Кировоградской области.
А
вот за белой лозой - из плакучей ивы - выезжаем зимой, она созревает ближе к
весне. Привезённый домой скарб вместе с женой Людмилой Семёновной тщательно
отбираем, удаляем кору и только потом проводим термическую обработку - ошпаривание, высушивание. В былые годы мы с
отцом лозинки сушили летом на солнце. Следующая процедура - выравнивание
лозинок на специально сконструированном мной станочке. Ну и ещё много тонкой
работы с природным материалом. Но для меня это занятие совсем не сложное.
Пальцы же у меня чувствительные, музыкальные.
Кстати,
я делаю вещи, придерживаясь давних традиций украинского лозоплетения. А как же,
они родные. И тем ещё дороже ценятся людьми! Настоящие ценители прямо об этом
говорят во время посещения моих многих выставок.
- В 1956 году вы поступили в Днепропетровское
музыкальное училище...
- И просто утонул в музыке. Но, представьте
себе, лозоплетения я не забросил. Во время каникул, на выходных приезжал
домой и помогал отцу, Игнатию Демьяновичу, делать формы для корзин и других
изделий бытового назначения. А он уже по формам (повторюсь: был слепым) легко
заканчивал работу - приделывал ручки, верх. Я и поводырём был для отца. И не
потому, что был самым младшим среди детей в нашей большой семье, а потому что
любил его, как и все мои братья. У нас была очень дружная семья.
И
даже когда успешно окончил музучилище (занимался у Матвея Либермана - ученика
Давида Ойстраха), начал работать педагогом по класу скрипки, я продолжал плести
изделия. Но теперь уже не только для продажи, а для души. Скажу ещё и о том,
что мой родной дядя Фёдор Демьянович (занимался лозоплетением в Австрии) тоже
многому меня научил. Он качественно делал вещи, а я старался ещё круче. Да-да,
так и было. Частенько бывало, что многие покупатели на криворожских базарах не
верили, что это мои творения. Говорили: «Не розказуй, синок, що це твоя корзина.
Десь купив, а тепер перепродаєш!»
«Одни знают меня как плетельщика, другие
– как скрипача, третьи - как мастера по настройке
музыкальных инструментов»
Ещё
одна яркая страница в биографии Петра Герасименко - музыка. Тридцать лет
преподавал в 3-й музыкальной школе, до 40 лет был артистом Криворожского
театра драмы и комедии им. Тараса Шевченко и Криворожского государственного
цирка. В театре играл на трёх инструментах: скрипке, скрипке-альт и бас-гитаре,
а в цирке - на скрипке, шестиструнной гитаре, бас-гитаре и два года за роялем.
Его талантливые ученики играют в лучших оркестрах по всему миру. Это Нина
Народицкая, Оля Ушакова, Яна Свириденко, Андрей Тулянцев... В цирке встречался
с совсем юной Софией Ротару, с непревзойдённым Владимиром Высоцким и многими
другими звёздами.
Преподавая
в музучилище, Пётр Герасименко начал ремонтировать своим воспитанникам
музыкальные инструменты.
- И
снова меня этому жизнь заставила, - смеётся Пётр Игнатьевич. - Инструменты у
детей часто ломались, а ремонтировать их родителям было накладно. Вот и
пришлось браться за это тонкое ремесло мне, но уже на безоплатной основе. По
сегодняшний день этим занимаюсь. Мне уже немало лет, 77, а ко мне всё звонят
директора музыкальных школ и предлагают ставки мастера по ремонту инструментов.
Отказываюсь устраиваться на работу, а вот инструменты продолжаю чинить. Не
могу их бросить ненастроенными, поломанными. Сделаю, а потом долго слушаю
звучание. Ухожу из концертного зала только тогда, когда на сердце потеплеет от
мелодического звучания инструмента.
Слушать
чудесного мастера-собеседника можно часами. И восхищаться! Так увлечённо
работать, жить, творить не уставая дано не каждому. Только избранным людям.
Одарённым Богом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий